Главная / Статьи / Технологии / Chopard: День хрустального репетира

Chopard: День хрустального репетира

Текст: Александр Ветров

21 / 03 / 2017

Технологии

«КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ» – 7 НОЯБРЯ 2016 ГОДА – ОКАЗАЛСЯ ОТМЕЧЕННЫМ В ШВЕЙЦАРИИ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ СОБЫТИЕМ: ФИРМА CHOPARD ПРЕДСТАВИЛА НА СУД ПУБЛИКИ ЧАСЫ L.U.C FULL STRIKE, ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ БРЕНДА МИНУТНЫЙ РЕПЕТИР СОБСТВЕННОЙ РАЗРАБОТКИ.

Фирменным сапфировым стеклом с гонгами оснастили прототип, в качестве основы для которого взяли модель L.U.C Strike One – выпускающиеся с 2006 года самые первые мануфактурные часы Chopard с акустической функцией

99

-Летие Российской революции, впрочем, никак не упоминалось (да и к чему?), однако событие было и юбилейным – в Chopard достойным образом отметили 20-летие своей мануфактурной программы, и революционным – шопаровскими часовщиками был найден изящный способ обойти лекультровский патент на конструкцию минутного репетира со звучащим часовым стеклом.

Революционный сапфир

Несмотря на то что синтетический сапфир уже давно и в массовом порядке используется в часовом деле в качестве материала для изготовления часового стекла, сохраняется актуальность его применения также и в ином качестве. Всплеску интереса к этому материалу, прочному и очень твердому, мы обязаны авангардно мыслящим часовым маркам, которые одна за другой выпускают концептуальные наручные модели с прозрачными сапфировыми корпусами. С практической точки зрения такое применение сапфира нельзя признать безусловно удачной идеей, поскольку, невзирая на прочность и твердость материала, сапфировый корпус наручных часов при неудачном стечении обстоятельств легко разбить. Технически оправданное применение сапфира, если не считать часовое стекло, – редкость, большей частью это касается изготовления из сапфира прозрачных платин и мостов скелетных механизмов. Команда часовщиков Chopard, которую возглавлял Николас Шлаппи, знающий толк в сложной часовой механике бывший директор по разработке в BNB Concept, изобрела новое – акустическое – применение этого материала. Сейчас, когда работа над выпуском нового минутного репетира уже завершена, все представляется до банальности очевидным: они выполнили часовое стекло и гонги минутного репетира из одного монолитного куска синтетического сапфира, так что возникающие при ударе молоточков о гонги звуковые волны непосредственно передаются из гонгов в часовое стекло, откуда излучаются наружу. Идея проста, но почему-то ее никто до того не высказал, а уж тем более не собрался реализовать таким образом. Наверное, всех, кто мог задуматься на эту тему, останавливало очевидное соображение, что хотя сапфир – материал твердый и прочный, он обладает свойственной всем кристаллическим субстанциям хрупкостью, и потому вполне естественно инстинктивное сопротивление идее поручить ему роль гонгов, по которым будут бить молоточки репетирного устройства. Пусть эти удары и слабы по обыденным меркам, по масштабам тонкой часовой механики они вполне могут оказаться разрушительными. Возможно, к принятию идеи сапфировых гонгов команду разработчиков подтолкнуло успешное применение в часовых механизмах кремниевых деталей, по поводу которых существовали, да и до сих пор еще нередко высказываются аналогичные опасения. Николас Шлаппи не просто решил рискнуть, поставив на сапфир, он подошел к проблеме с достойной уважения дотошностью, пустив один из первых с невероятными ухищрениями выработанных образцов на проверку стойкости сапфировых гонгов к ударам молоточков. Были проведены испытания, в ходе которых гонги выдержали полтора миллиона ударов (если взять на себя труд поработать испытателем минутного репетира и в течение каждой недели тратить сорок один дозволенный трудовым кодексом час на то, чтобы, не делая ни единого перекура, раз в минуту запускать устройство боя, то на проведение такой программы испытаний понадобится примерно восемь месяцев).
После успешного прохождения испытания на прочность фирменным сапфировым стеклом с гонгами оснастили прототип, в качестве основы для которого взяли модель L.U.C Strike One, выпускающиеся с 2006 года самые первые мануфактурные часы Chopard с акустической функцией. Новая технология в результате «полевых» испытаний на руке Карла-Фридриха Шойфеле, сопрезидента компании Chopard и инициатора проекта, проявила себя хорошо. В проект изначально было заложено основное преимущество – громкое четкое звучание, что считается одной из основных и трудных в исполнении задач при разработке наручных часов с репетицией. Следует отметить, результат впечатляет, новый минутный репетир звучит вполне громко, как минимум его было внятно слышно в зале, где в присутствии тридцати–сорока журналистов проходила пресс-конференция, посвященная выпуску юбилейного минутного репетира. Неординарный материал гонгов обещает дать шопаровским минутным репетирам еще одно преимущество – уникальный тембр звучания, поскольку, как правило, гонги делаются из обычной углеродистой стали или из золота (впрочем, из золота довольно редко). Даже возможная характеристика звучания нового репетира – «хрустальный звон» – сама по себе звучит неплохо.

Неординарная механика

Своеобразие L.U.C Full Strike не ограничивается одним сапфировым стеклом с монолитными гонгами, для этих часов был разработан в высшей степени оригинальный механизм. Начать следует с того, что по уровню исполнения Калибр L.U.C 08.01-L значится в высшей лиге часового дела, поскольку соответствует критериям Женевской пробы, коей он отмечен. Помимо того, каждый экземпляр обязательно проходит процедуру хронометрических испытаний в Швейцарском бюро по контролю хронометров C.O.S.C. Высокая сертификация механизма подкрепляется его неординарными техническими характеристиками. В устройстве боя реализована классическая конструкция с двумя молоточками и двумя гонгами (не забываем – сапфировыми) и приводом от специально поставленного в механизм дополнительного заводного барабана. Такое решение позволяет отказаться от стандартной схемы со скользящим рычагом запуска репетиции; вместо того в репетире L.U.C Full Strike применена кнопочная система запуска с кнопкой, установленной на заводной головке. Заводятся часы одной головкой: при вращении в одном направлении заводится ходовая пружина базового механизма (индикация времени), при вращении в противоположном направлении – пружина репетира. За распределение вращения при заводе по двум барабанам отвечает дифференциальная передача. При полном заводе барабана репетира накопленной энергии хватает как минимум на дюжину наиболее длинных циклов боя репетира, что соответствует 12:59.

С точки зрения потребления энергии устройство боя L.U.C Full Strike оптимизировано: взаимодействие деталей настроено так, чтобы не было периодов ожидания между этапами боя часов и четвертей, а также четвертей и минут. Это означает, что в отсутствие боя четвертей, например, в 13:09, механизм ударит по гонгу низкого тона один раз, что означает час пополудни, а затем, выждав приличествующую, но небольшую паузу (чтобы владелец часов не успел соскучиться), перейдет к бою минут по гонгу высокого тона. При низком уровне завода, когда есть вероятность того, что репетир ввиду недостатка энергии неверно воспроизведет текущее время, устройство боя блокируется. Впрочем, одного взгляда на циферблат будет достаточно, чтобы понять, достаточно энергии или нет: часы оснащены уникальным двойным указателем запаса хода с позолоченной стрелкой (механизм) и вороненой стрелкой (устройство боя). Второго взгляда на часы хватит, чтобы по достоинству оценить красоту механики. Устройство боя полностью размещено с циферблатной стороны механизма, включая зеркально полированные молоточки, регулятор темпа репетиции и улитки с гребенками, оно занимает примерно половину подциферблатной площади. Сам циферблат скелетонирован: Ги Бову, дизайнеру часов, пришлось отстаивать свою точку зрения, что на циферблате должны остаться часовые маркеры хотя бы от двенадцати до семи, тем не менее, практически все детали репетира видны с лицевой стороны. Это можно только приветствовать, поскольку для ценителя часовой механики самое интересное в репетире – не то, как он звучит, хотя это, разумеется, важно, но то, как он действует.

20 минутных репетиров к 20-летию

Всего в юбилейной серии будет 20 экземпляров, изготовленных из 18-каратного розового золота, сертифицированного как Fairmined, иначе говоря, честно добытого, то есть такого, добыча которого ведется «прозрачным» экологичным способом. Механизм L.U.C Full Strike выполнен в лучших традициях швейцарского часового дела – он красив и компактен. Если рассматривать такой показатель, как толщина механизма, Калибр L.U.C 08.01-L далек от рекордных показателей в индустрии, однако команда разработчиков наилучшим образом распорядилась имеющимися возможностями и удержала толщину корпуса в разумных пределах – она не превышает двенадцати миллиметров и составляет, если быть точным, 11,55 мм. При диаметре корпуса в 42,5 мм это означает, что у модели весьма приятные пропорции, близкие к оптимальному для часов классического направления показателю один к четырем.
Пара рисунков Жана Тэнгли, швейцарского художника и скульптора, поэта бессмысленных загадочных машин, обнаруженных мною на стенах резиденции Карла-Фридриха Шойфеле во Флерье, где проходила презентация L.U.C Full Strike, натолкнула меня на мысль, что, может быть, минутный репетир далеко не в той степени бессмыслен, как то может представляться с чисто практической точки зрения. Он настолько же лишен повседневной полезности, как и все современные механические наручные часы, как рисунки и скульптуры Жана Тэнгли, как все искусство вообще… Но он несомненно полезен как произведение искусства, позволяющее нам хоть на какой-то момент, пока еще не отзвучал хрустальный звон, воспарить над будничностью.