Главная / Статьи / Новости / «Квадрат Часовщиков»

«Квадрат Часовщиков»

Текст: Александр Ветров

16 / 04 / 2018

Новости Репортаж

А ТЕПЕРЬ СВЕРНЕМ С ГЛАВНОЙ «УЛИЦЫ» SIHH В УЮТНЫЙ ЗАЛ ПОД НАЗВАНИЕМ «КВАДРАТ ЧАСОВЩИКОВ», ГДЕ РАСПОЛОЖИЛИСЬ ТЕ, КТО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕМАМ ПРЕДПОЧИТАЕТ ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ И ЧЬИ ИДЕИ, ЧЕГО ГРЕХА ТАИТЬ, ИНОГДА ЗАИМСТВУЮТСЯ БОЛЬШИМИ ИГРОКАМИ БЕЗ ОПАСЕНИЯ ДОРОГОСТОЯЩИХ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ.

С

ейчас их 17, но с каждым годом это число возрастает, и, если дело пойдет так и дальше, руководству Салона придется искать новые площади для независимых и самобытных.
Начнем с H.Moser&Cie, успевшего наделать шума еще до открытия Салона с концептом Swiss Icons Watch в виде браслетного Франкенштейна, чей образ составлен из узнаваемых фрагментов часовых икон современности. Шуточно-провокационный проект был призван продемонстрировать слепое увлечение брендовыми клише в ущерб инновациям и творчеству и помочь – собранными от его продажи на аукционе средствами – молодым дарованиям достичь первых успехов в карьере. Мы говорим о нем в прошедшем времени, потому что руководители отрасли не оценили шутки и пригрозили «Мозеру» карами небесными, если этот «монстр» не умрет быстро и без следа. Быстро получилось, а вот без следа – нет, поскольку пресса оперативно растащила изображения чудовища по всему интернету. Тем не менее, H.Moser&Cie все равно сумел удивить гостей SIHH моделью Endeavour Flying Hours с фирменным дымчато-синим циферблатом. Вариация на тему «блуждающего часа» отличается от остальных образцов этого редкого усложнения тем, что блуждают здесь не часовые указатели, а 240-градусная минутная шкала, поочередно «включающая» цифры на трех вращающихся дисках. Сообщается, что задействованный в 42-мм модели Калибр С806 (а, точнее, индикационный модуль) был разработан совместно с одногруппником Hautlence, будущее которого весьма туманно и пока еще не определено руководством Группы MELB…

Кари Вутилайнен покорил пуристов 39-мм моделью 217QRS с патентованным стрелочным ретроградным указателем даты. Настраивается усложнение предельно просто: каждое нажатие на заводную головку продвигает стрелку на шаг вперед. Главное же достоинство указателя состоит в том, что после 31 числа стрелка возвращается к началу шкалы не прыжком, а степенно, что значительно снижает износ механизма. Именно из таких, казалось бы, незначительных нюансов и состоит часовое искусство. Ну и из таких, конечно, как энергосберегающий спуск прямого действия о двух анкерных колесах, отличающийся повышенной точностью и равномерностью хода. Всего будет сделано 10 штук в платиновых корпусах, столько же – в корпусах из белого золота и еще 10 – в розовом золоте; все – с синими гильошированными циферблатами работы мастеров ателье Voutilainen.

Поклонники часовых редкостей наконец-то дождались пополнения коллекционного ряда Ferdinand Berthoud. Построенная по образу и подобию морских хронометров XVIII-XIX веков, 44-мм FB 1R.6-1 отличается от своей предшественницы FB 1 сразу по нескольким параметрам. Прежде всего, это регулятор с центральной секундной стрелкой, минутным счетчиком в положении «12» и апертурой указателя часа на «2 часах». Нестандартная индикационная композиция органично дополнена открытым для обзора патентованным указателем запаса хода в виде усеченного конуса с щупом-меткой в левой части циферблата. Также с циферблата исчезло окно регулятора турбийона, который теперь виден только со стороны задней крышки в обрамлении мостов из благородного мельхиора рядом с заводным барабаном и цепной фузеей. Отдельно стоит сказать о материале корпуса, ранее не использовавшемся часовыми производителями. Это ультрапрочная цементированная сталь, получающаяся из обычной нержавеющей стали путем термохимической обработки в газообразной среде с высоким содержанием углерода. Ее твердость составляет рекордные 1200 виккерсов, что почти в два раза выше твердости обычной стали. Зачем она коллекционным часам с турбийоном – вопрос риторический, а вот их морским прототипам, путешествовавшим на кораблях сквозь ураганы и шторма, такое облачение пришлось бы очень кстати…

Утонченный Laurent Ferrier привез в Женеву свой пятый калибр, усложненный востребованной нынче функцией годового календаря. 40-мм Galet Annual Calendar Montre Ecole показывает часы, минуты и дату центральными стрелками, секунды – малым счетчиком на «6 часах» и дни недели и месяцы в апертурах в верхней части циферблата. Слово «школа» в названии отсылает нас в 1968 год, к дипломной работе Ферье, давшей ему пропуск в профессию после окончания часовой школы. Типичная для 1940-х годов индикаторная разметка дополнена также указателем запаса хода на оборотной стороне механизма (емкость заводного барабана около 80 часов). Модель не только информативна, но и проста в управлении: установка дня недели осуществляется кнопкой на «10 часах», тогда как дата и месяц настраиваются в любую сторону заводной головкой. В ассортименте версии из розового и желтого золота, а также из нержавеющей стали. Просто, стильно, традиционно.

Еще одной сильной премьерой женевского января мы бы назвали творение Ressence под названием Type 2 e-Crown Concept. Создатель Ressence Бенуа Минтьен решил раз и навсегда решить проблему неточного хода механических часов и вмонтировал в них электронную систему e-Crown, эталонно отсчитывающую время и корректирующую положение стрелок на циферблате – для этого достаточно лишь дважды легко стукнуть пальцем по стеклу. Система заряжается от ротора автоподзавода либо от света и изначально настраивается вручную стрелками – по сигналу точного времени. Она показывает время в двух часовых зонах и синхронизируется через Bluetooth со специальным приложением для iOS, Android и Windows. Еще одно удобство – после долгого перерыва в ношении можно обойтись без ритуальной возни с заводной головкой – достаточно лишь пару раз встряхнуть часы и постучать по стеклу, и электроника при помощи ротора автоподзавода все сделает за вас. Таким образом, Ressence стал вторым после Urwerk певцом союза механики и электроники в высоком часовом сегменте (или третьим, если считать Piaget с его перепевкой японской технологии Spring Drive).

Творец скульптурного времени Макс Бюссер во второй раз объединил усилия с финским кабинотье Степаном Сарпаневой и выдал на-гора MoonMachine 2 на базе HM8. Ее отличительной особенностью является наличие, как несложно догадаться, указателя лунных фаз, расположившегося между цифрами часов и минут и состоящего из двух крошечных лун диаметром 4,5 и толщиной 0,35 мм. Миниатюрные размеры потребовали от финна навыков Левши, которые он продемонстрировал с присущим ему блеском. Еще одна, самая подвижная луна диаметром 8,5 мм притаилась на роторе автоподзавода под стеклом верхней крышки корпуса. В отличие от указателей часов и минут, увеличиваемых для лучшей читаемости призмой на 20%, «лунник» не имеет линзы, поскольку она неизбежно исказила бы узнаваемый надменно-депрессивный лик спутника Земли и сделала бы бессмысленным весь проект. Всего будет выпущено 36 MoonMachine 2: по 12 штук в титане, титане/белом золоте и титане/розовом золоте.

Феликс Баумгартнер и Мартин Фрай из Urwerk обещали представить в Базеле принципиально новую концепцию показа времени, призванную заменить ударно работавшую два десятка лет «спутниковую» индикацию. А пока в Женеве была представлена последняя серия UR 210 под названием Black Platinum. Urwerk – один из считанных производителей, практикующих чернение платины PVD-напылением, что кому-то кажется странным, а кому-то – высшим шиком. Черные как ночь часы с кроваво-красной разметкой разойдутся по миру тиражом из 25 экземпляров, и большая часть из них обрела своих хозяев уже в первый день выставки.

HYT продолжает на удивление долго оставаться на плаву со своей жидкостной индикацией времени, расчетливо поддразнивая своих клиентов новыми вариациями на излюбленную тему. Самая простая инкарнация необычного усложнения в образе модели Н0 вышла на сей раз в версии из желтого золота 2N. Эффектное сочетание золотого корпуса и черной жидкости в шкале-трубке добавляет очков этой новинке, похожей на слиток драгоценного металла в пузыре из синтетического сапфира. Обратная сторона этой эффектности – ее уязвимость перед внешними воздействиями, поскольку любой удар по твердой поверхности, скорее всего, приведет к необходимости срочной замены стекла.

И напоследок – о двух экспонатах, оставивших двоякое впечатление своим неоднозначным исполнением и обоснованием исходной идеи. Первая – это 42-мм двустрелочник с указателем даты Maestro Mamba за авторством Кристофа Кларе. Не знаем, почему часовщики так любят эту смертельно ядовитую тварь (на ум сразу приходят часы Black Mamba почти десятилетней давности от почившего в бозе бренда Nubeo), однако следует признать данное произведение довольно странным как по части дизайна, так и по части функционала. Циферблат украшен фрагментами змеи, вроде как переползающей из недр механизма на божий свет и обратно. Смотрятся они разрозненно и не позволяют составить из себя целую воображаемую мамбу, что, откровенно говоря, несколько нервирует. Но данное несоответствие отступает на второй план перед указателем Memo, обосновавшимся примерно на «2:30». Это вращающийся конус с цаворитом и бриллиантом, смена положений которых призвана напоминать владельцу о некоем важном событии. Эдакий «гениальный» (так в пресс-релизе) механический «узелок на память», обнуляющийся в полночь и оставляющий большой простор для эмоциональных комментариев. Ремешок, разумеется, пошит из настоящей кожи мамбы. На выбор предлагается также неядовитый вариант в оранжевых тонах, вдохновленный маисовым полозом… Странные часы с большим ценником от великого мастера.

Второй новинкой, не полностью понятой часовой прессой, стала модель DeWitt Academia Endless Drive. Смысловым центром циферблатной композиции, объединяющим дисковые указатели часов и минут, является… червячный винт, сопряженный с системой завода и выполняющий функцию указателя запаса хода. Когда заводная пружина заводится, винт смещается вверх, а когда пружина раскручивается, винт спускается вниз; его верхний конец выкрашен в красный и зеленый цвета, которые, собственно, и сигнализируют об оставшейся в барабане энергии в окне на «12 часах». В принципе, интересное конструктивное решение, если бы не одно существенное «но»: часовой и минутный диски настолько нечитаемые, что им не помогли бы даже линзы от MoonMachine2. И это напрочь убивает всю интригу.