Главная / Статьи / Коллекция / Невелик золотник

Невелик золотник

Текст: Юрий Райхлин

16 / 02 / 2018

Коллекция

РАБОТЫ ЛУЧШИХ НЕЗАВИСИМЫХ ЧАСОВЫХ МАРОК, СОВСЕМ НЕ БОЛЬШИХ ПО СРАВНЕНИЮ С ГИГАНТАМИ БИЗНЕСА, ИНОГДА ПРОИЗВОДЯТ СОВЕРШЕННО ФЕЕРИЧЕСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. НЕ МЕНЬШЕЕ, ЧЕМ ШЕДЕВРЫ КРУПНЫХ МАНУФАКТУР.

Андреас Штрелер – один из наиболее заметных и интересных независимых часовых мастеров, авторитетный член Académie Horlogère des Créateurs Indépendants (AHCI), входящий также в «периметр» Высокого часового искусства по версии Fondation de la Haute Horlogerie (FHH).

Т

ворения «малых мастеров» отличаются ярко выраженным индивидуальным стилем, удивительной изобретательностью, перфекционизмом в самом прямом смысле этого слова.
Среди таких независимых мастеров заметное место занимает сегодня 46-летний Андреас Штрелер из швейцарского городка Зирнах и его бренд – соответственно, Andreas Strehler. Получив высшее профессиональное образование часовщика, Андреас успел поработать в компании Renaud & Papi, ныне входящей в состав Audemars Piguet, а в 1995 году открыл собственное дело. Молодая марка начала с настольных часов Tischkalender («настольный календарь» – нем.), преобразуемых в часы карманные. Затем последовали карманные часы Zwei с оригинальной индикацией показаний вечного календаря. Впоследствии был создан и наручный вариант этой модели.
В течение ряда лет Штрелер создавал сложные механизмы для возрожденной марки H. Moser & Cie. Среди них Perpetual Moon, механизм с уникальной точностью отсчета фаз Луны: корректировка на одни сутки требуется раз в тысячу лет. Примечательным было и сотрудничество с Harry Winston: Штрелеру принадлежит авторство механизма часов Opus 7 (по сути это развитие Zwei). Мастер работал также с компанией Maurice Lacroix над механизмом Venus 175, легшим в основу знаменитого Le Chronographe. Наконец, нельзя не упомянуть о сотрудничестве с Кари Вутилайненом: Андреас и Кари являются авторитетными членами Академии независимых часовщиков (Académie Horlogère des Créateurs Indépendants, AHCI), а совместно они работали над проектом Maîtres du Temps Chapter Three.

Среди творений Andreas Strehler последнего десятилетия, таких как Papillon, Cocon, Time Shadow, Lune Exacte, особенно выделяется линейка Sauterelle: механизмы этих часов снабжены устройством постоянной силы (rémontoir d’égalité), обеспечивающим стабильный привод спуска при любом натяжении заводной пружины и при любых движениях запястья, что способствует высокой точности хода не менее эффективно, чем столь популярный турбийон. Rémontoir d’égalité Андреаса Штрелера защищен патентами.
В модели Sauterelle à Lune Perpétuélle Штрелер повысил точность индикации фаз Луны до, казалось бы, невозможной: суточное отклонение приходится на 2 060 757 (прописью: два миллиона шестьдесят тысяч семьсот пятьдесят семь) лет. Это достижение внесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Одним из самых впечатляющих произведений Andreas Strehler являются часы Sauterelle à Heure Mondiale. О них – несколько подробнее. Сначала смотрим на циферблат, защищенный, разумеется, сапфировым стеклом. На «10 часах» видим то самое устройство постоянной силы. А на «8 часах» с природной скоростью (1 оборот в сутки) и в природном направлении (против часовой стрелки) вращается глобус. Точнее, полуглобус – Северное полушарие, т.е. мы видим нашу планету со стороны Северного полюса. У предыдущей модели, Sauterelle à Lune Perpétuélle, это положение занимал указатель фаз Луны… но не стоит беспокоиться, здесь он тоже присутствует – но о нем чуть позже.

Завораживающей красоты диск – счетчик часов и минут с воронеными стрелками – смещен вправо; минутная шкала из сапфира пересекает полуглобус, указывая тем самым линию смены дня и ночи: под часово-минутным диском – ночь, снаружи – день.
Теперь переворачиваем часы. И видим диск с названиями 24 городов, соответствующих 24 часовым поясам. На диске есть вороненая стрелка; выставив ее с помощью заводной головки, вытянутой в первую позицию, устанавливаем пояс домашнего времени (или, например, Гринвича).
Опять переворачиваем часы, а заводную головку вытягиваем во второе положение. После чего устанавливаем местное время и правильное положение линии «день/ночь». Между прочим, все эти операции не прерывают хода механизма.
В заключение можно еще раз взглянуть на часы с их тыльной стороны и убедиться, что индикатор фаз Луны просто перенесен сюда. А его красота и непревзойденная точность остались теми же.
Все это – в красивом, слегка вытянутом корпусе, и что, может быть, самое важное, с мануфактурным – вернее, кабинотьерным – Калибром Sauterelle à Heure Mondiale In-House Movement. Подробности – в таблице технических характеристик.
Один из девизов марки Andreas Strehler гласит: Watchmaker for the few. Что означает: часовой мастер для избранных.
Это правда. Цена той же самой модели Sauterelle à Heure Mondiale объявлена в размере CHF 125 000. Далеко не всем по карману. Так в чем же смысл?
А ответим мы вопросом на вопрос: в чем смысл, например, «Завтрака на траве» Клода Моне?
Нет ответа. То есть, конечно, он есть, но не в словах. Он вот в чем: просто смотрим на часы. Со стороны циферблата, потом со стороны механизма и опять со стороны циферблата…