аковых набралось две с половиной тысячи – не так уж мало для первого раза, учитывая, что всего за пять дней SIHH посетило 16 000 человек. Все они стали свидетелями всеобъемлющей ностальгии по эпохе 70–80-х годов прошлого века, когда обескровленная и покалеченная кварцевым кризисом швейцарская часовая индустрия только начинала наращивать мускулы и искать новые пути к сердцам отвыкших от механической хронометрии клиентов. Символично, что наработки тех лет, судя по всему, призваны преодолеть и нынешний кризис, который, впрочем, не идет ни в какое сравнение с катастрофой 1970-х. Да, производителям приходится выкупать стоки и увольнять сотрудников, да, сверхприбыли и турбийономания навсегда канули в лету, но никуда не делось самое главное: не знающая границ любовь к роскоши и статусным символам. Поэтому, несмотря на непрекращающийся спад практически всех показателей, часовщики не теряют оптимизма и верят в светлое будущее. Это косвенно подтверждает и рекордное число участников Салона – 30. Столь внушительная цифра получилась из-за кардинального расширения Carre des Horlogers, объединившего разношерстные нишевые бренды, идеи которых во многом служат живительной силой для отрасли. Состав резидентов «Квадрата Часовщиков» разнится от классических пуристов вроде Кари Вутилайнена и Лорана Ферье до дерзких новаторов типа MB&F и Ressence и способен довести истинного поклонника часового искусства до благоговейного экстаза. Хотя и у мастодонтов бизнеса тоже нашлось немало смелых откровений, добавивших оптимизма в невеселые статистические сводки последних месяцев. Впрочем, судите сами.
Немецкие левши из A.Lange&Söhne предложили дальнейшее развитие линейки Zeitwerk с прыгающими указателями часов и минут. Zeitwerk Decimal Strike продолжила династию часов с боем, начатую в 2011 году первой в истории марки моделью с боем Striking Time и продолженную четырьмя годами позже децимальным репетиром Minute Repeater. Она автоматически отзванивает часы низким тоном и 10-минутные интервалы высоким тоном. Функция управляется кнопкой на «4 часах» и при желании может быть отключена. Диаметр корпуса и запас хода остались неизменными – 44,2 мм и 36 часов соответственно, – а вот материал, из которого будут изготовлены все сто экземпляров лимитированной серии, наверняка вызовет волнение среди поклонников акустических усложнений и коллекционеров. Впервые в истории молоточки будут бить по гонгам внутри вместилища из «медового» золота. Этот фирменный сплав золота с марганцем, цинком и кремнием имеет характерный медовый оттенок и почти в два раза прочнее всех известных 18-каратных золотых сплавов (за исключением MagicGold от Hublot, который, строго говоря, является не сплавом, а композитом).
Второй программной премьерой года можно с полным правом считать Tourbograph Perpetual «PourleMerite». Предыдущий «Турбограф» из элитарной серии «За Заслуги», если кто помнит, выпущенный в 2005 году, объединял три усложнения: турбийон, сплит-хронограф (который можно обоснованно считать за два) и цепную фузею. Теперь к этому набору добавился вечный календарь, превративший состоящий из 684 деталей Калибр L133.1 в настоящее чудо инженерной мысли. На хорошо читаемом циферблате в положении «6» зияет окно минутного турбийона. Слово «зияет» весьма точно описывает эффект глубины механизма, усиленный необычным мостом турбийонной каретки. Зеркально отполированный, он изогнулся словно под тяжестью механического содержимого, стремящегося увлечь в недра 43-мм платинового корпуса все метки, стрелки и шкалы. Прекрасный образчик немецкого подхода к часовому искусству, впечатление от которого может омрачить разве что сопутствующий ценник. Тираж турбийона-«бездны» составит всего 50 экземпляров, а скорость его производства – одна штука в месяц. Несложно подсчитать, что тому, кому достанется последний, 50 экземпляр, предстоит ждать своей очереди более четырех лет…
Наследники Жюля-Луи Одемара и Эдварда-Огюста Пиге сосредоточились в этом году на дизайнерской стороне от орложери и удивили видавших видов дилеров и представителей четвертой власти угольно-черной версией Royal Oak Perpetual Calendar. В прошлом году культовый вечный календарь приехал на выставку в облачении из желтого золота, а вот теперь получил – впервые! – керамические «одежды». В презентации особо подчеркивается ручное финишное сатинирование корпуса, что для керамики, в общем-то, несвойственно – зато характерно для мануфактурного подхода Audemars Piguet. Для сравнения: производство, сборка и полировка стального браслета Royal Oak занимает 6 часов, а керамического браслета – в 5 раз дольше! Единственные, кому может прийтись не по нраву эта новинка – умельцы из ателье Bamford и иже с ними, зарабатывающие немалые деньги на чернении серийных изделий ведущих брендов. Но это их сугубо профессиональная проблема.
Еще одно оригинальное декоративное решение было обнародовано в ознаменование 40-летней годовщины дамской версии Royal Oak. В 1976 году творение Джеральда Женты переиначила на дамский манер Жаклин Димье, и вот – еще один женский взгляд на мировой культ. На сей раз соавтором художников бренда выступила итальянский ювелирный дизайнер Каролина Буччи. Она использовала флорентийскую технику, известную также как «молоткование» (hammering), заключающуюся в декорировании металла посредством множественных ударов алмазным штихелем. При должном навыке на поверхности появляется узор, похожий на иней – отсюда и название модели Royal Oak Frosted Gold, то есть «морозное золото». Аналогичный метод практикует, в частности, Jaeger-LeCoultre для декорирования мельхиоровых платин в своих топовых калибрах. Основной проблемой в данном случае было оформить корпус и – главное – мелкие звенья браслета так, чтобы не исказить идеальные жентовские линии и не нарушить геометрии обводов. Модель предлагается в размерах 33 и 37 мм в белом и розовом золоте, в кварцевом и автоматическом вариантах соответственно.
Baume&Mercier поддержал наметившуюся еще в прошлом году тенденцию смычки строгой классики и спортивного дизайна (еще один яркий пример SIHH–Montblanc с обновленной коллекцией TimeWalker) и представил молодежную спортивную линейку Clifton Club на автоматических калибрах Sellita SW200. Маскулинные часы для живущих под девизом «В здоровом теле здоровый дух» предназначены для ношения и в пир, и в мир. Пять 42-мм (толщина 10,3 мм) стальных трехстрелочников с датой с однонаправленными поворотными рантами (120 щелчков, как у лучших дайверских моделей!) удовлетворят любой вкус. На выбор – белые, черные или синий циферблаты, а также ремешки из каучука, непромокаемой ткани с подкладкой из телячьей кожи и стальной браслет. У всех референций секундная стрелка и треугольная метка на «12 часах» на ранте выполнены в фирменном оранжевом цвете, и у всех – стометровая водонепроницаемость, которую нынче можно считать стандартным минимумом для всех повседневных часов. Если вам от 20 до 30 и вам не понравились Clifton Club, значит, с вашим вкусом что-то определенно не так…