Главная / Статьи / Репортаж / Carl F. Bucherer. Танцы с Дьяволами.

Carl F. Bucherer. Танцы с Дьяволами.

Текст: Александр Ветров

21 / 08 / 2017

Репортаж

…КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ, РОДИТЕЛИ ПОДАРИЛИ МНЕ КУРТКУ, СШИТУЮ СЛОВНО ИЗ МЯТОЙ БУМАГИ (ТОГДА ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ МОДНО), НА СПИНЕ КОТОРОЙ БЫЛ ИЗОБРАЖЕН РАЗНОЦВЕТНЫЙ ФРАГМЕНТ КОРАЛЛОВОГО РИФА С РЫБКАМИ-КРАБИКАМИ И БУДОРАЖИВШЕЙ ФАНТАЗИЮ НАДПИСЬЮ «LET’S GO TO MALDIVES!» С ТЕХ ПОР МАЛЬДИВЫ ПРОЧНО АССОЦИИРОВАЛИСЬ У МЕНЯ С НЕДОСЯГАЕМОЙ МЕЧТОЙ, С РАЙСКИМИ ВИДАМИ, НЕ ПОХОЖИМИ НИ НА КАКИЕ ДРУГИЕ, И, КОНЕЧНО ЖЕ, С ПЕСТРЫМ РАЗНОЦВЕТЬЕМ ПОДВОДНОГО МИРА.

K

аково же было мое удивление, когда, попав наконец-то в это островное государство, я не обнаружил в прибрежных водах ничего похожего на курточный пейзаж! Как выяснилось, в результате двух природных катаклизмов, случившихся в 1998 и 2016 годах, погибло около 90%(!) мальдивских кораллов, что, естественно, повлекло кардинальное изменение колористики местных океанских глубин. Катаклизмы заключались в резком повышении температуры воды на 4 градуса по вине теплого течения Эль Ниньо, которое буквально выжгло коралловые колонии в регионе. Если отплыть от берега каких-то десять-двадцать метров, то можно увидеть песчаное дно, сплошь заваленное белесо-серыми коралловыми трупами, и этот скорбный слой навсегда ушедшей красоты простирается вдаль и вглубь насколько хватает взгляда. Говорят, многие опытные дайверы, бывавшие на Мальдивах до 1997 года и помнящие былое буйство красок, закрыли для себя это направление, чтобы не видеть того, во что сегодня превратились их любимые локации…
Однако нетронутыми остались райские пляжи с белоснежным песком, голубой водой и грациозными пальмами, которые манят в эти края туристов со всего света. И, уже оказавшись здесь, многие неожиданно для себя открывают загадочный и фантастически увлекательный мир гигантских скатов – мант, – затягивающий безвозвратно с того самого момента, как на вас, выпучившего глаза под маской и судорожно затягивающего воздух через трубку, из темной глубины величаво выплывет первый силуэт «морского дьявола». Манты – животные красивые, безвредные, малоизученные и, тем не менее, сильно страдающие от человеческой деятельности. Их мясо не обладает какими-то особыми вкусовыми качествами, но жабры высоко ценятся в восточной медицине как средство от многих болезней; кроме того, они часто попадают в сети траулеров вместе с промысловой рыбой, после чего их мертвые туши за ненадобностью просто выбрасываются за борт. При этом период беременности самки манты длится около года, и рожает она всегда только одного детеныша. Было бы удивительно, если в просвещенном мире не появилась бы организация, защищающая, изучающая и пропагандирующая мант, – и именно благодаря такому научно-благотворительному институту у узкой группы международной часовой прессы и появился шанс побывать минувшим августом на Мальдивах.

Международный благотворительный фонд Manta Trust отслеживает миграцию «морских дьяволов» в водах Мальдив, Шри-Ланки, Мексики и Индонезии. Одним из надежных партнеров фонда на протяжении многих лет выступает часовой производитель Carl F.Bucherer – независимый семейный бренд из Люцерна.

Но – обо всем по порядку. Все началось в конце 1980-х, когда 11-летнему английскому подростку Гаю Стивенсу подарили аквариум с тропическими рыбками. С тех пор он твердо решил посвятить себя изучению подводной флоры и узнать все об океанских обитателях. В 2002 году Гай получил диплом морского биолога Плимутского университета, а годом позже увидел объявление о подходящей вакансии на Мальдивах. Здесь он впервые встретился лицом к лицу с мантами – и влюбился в них с первого взгляда. А дальше в дело вмешался Случай в лице руководства курортной сети Four Seasons, в которую Стивенс обратился с дерзкой просьбой о материальном содействии в создании научно-исследовательского проекта по защите и изучению мант. Гостиничные управляющие смекнули, что в перспективе подвижничество англичанина сможет привлечь больше охочих до необычных ощущений туристов, и дали добро. Так в 2005 году на принадлежащем Four Seasons атолле Ландаа Гираавару обосновалась команда проекта MMRP (Maldivian Manta Ray Project), который позднее вырос в международный благотворительный фонд Manta Trust, отслеживающий миграцию «морских дьяволов» в водах Мальдив, Шри-Ланки, Мексики и Индонезии. И так уж получилось, что одним из надежных партнеров фонда на протяжении многих лет выступает часовой производитель Carl F.Bucherer – независимый семейный бренд из Люцерна.
Вообще, название «гигантские морские дьяволы» мантам подходит не очень. То есть они безусловно гигантские (в среднем около 4 метров в ширину, но встречаются особи и гораздо крупнее) и морские, но вот по части дьявольщины у них не сложилось. Хотя понятно, откуда взялось это сравнение: ротовые плавники отдаленно напоминают рога, грудные плавники – крылья, а хвост – собственно положенный дьяволу хвост. Плюс, конечно, повадки мант могут поначалу показаться устрашающими – особенно когда они внезапно группой появляются из ниоткуда и медленно планируют прямо на наблюдателя, хищно раскрывая свои огромные бездонные рты. Можно пугаться сколько угодно, но манты всегда плавно обтекут вас – иногда на расстоянии нескольких сантиметров, – продолжая отфильтровывать декалитры планк­тона, который интересует их гораздо больше пускающих восторженные пузыри двуногих препятствий. И если у них игривое настроение, они вернутся, чтобы еще немного покружить вас в своем завораживающем танце.

В 2002 году Гай Стивенс получил диплом морского биолога Плимутского Университета, а годом позже увидел объявление о подходящей вакансии на Мальдивах. Здесь он впервые встретился лицом к лицу с мантами – и влюбился в них с первого взгляда.

Слово «манта» переводится с испанского как «попона» или «плащ» и, в общем, довольно точно описывает экстерьер этого животного. Они обитают в зоне между Северным и Южным тропиками и могут встретиться на любой долготе – нужно только знать их излюбленные места. На Мальдивском архипелаге, состоящем из почти 1 200 островов, эти места хорошо изучены сотрудниками Manta Trust и практически гарантируют встречу с мантами любому желающему. Желающих зачастую набирается немало: они приплывают на рандеву с разных курортов и нелепой толпой прочесывают акваторию атолла в поисках обещанного. Стоит кому-нибудь заметить манту, как он поднимает над водой руку, и к нему со всех сторон устремляются все, кто эту руку увидел. При этом зачастую в том месте, где только что барахталась вся толпа, словно издеваясь над человеческим стадным чувством, появляются сразу несколько выделывающих пируэты «плащей». Совет тут один: не обращать внимания на других и плыть своим курсом. К маске с трубкой и ластам привыкаешь быстро, и, если с координацией все в порядке, вы станете частью мира мант, органично вплетенной в сине-голубой космос теплого океана. Ощущение непередаваемое и ни с чем не сравнимое – уже только ради него одного стоит ехать в этот далекий экзотический край.

Владелец экземпляра Patravi Scubatec Manta Trust получает уникальную возможность дать имя «своей» манте, изображенной на задней крышке. Это имя будет официально зарегистрировано в архивах MantaTrust

Еще одна важная особенность мант – они легко идентифицируются благодаря уникальному узору на брюшной поверхности. Черные точки, как отпечатки пальцев, каталогизируются в первую очередь, и по ним в дальнейшем отслеживается передвижение «морского дьявола» по всей планете. Интересно наблюдать, как кто-то из команды Manta Trust вдруг оживляется, увидев конкретное животное, и устремляется к нему, как к старому знакомому, с которым не виделись лет сто. Эту особенность гигантских скатов, кстати, остроумно использовал Carl F. Bucherer в лимитированной серии Patravi Scubatec Manta Trust: задняя крышка каждого из 188 экземпляров серии украшена изображением манты с характерными пятнами на брюхе. И, как несложно догадаться, все 188 крышек – разные. Вроде бы мелочь, но показывающая уровень внимания к мелким, и казалось бы, несущественным деталям.
Хочется верить, что времена радужных коралловых рифов еще вернутся, а пока же лучшим рекламным товаром «Let’s go to Maldives!» можно считать черно-белый балахон с соответствующей надписью и изображением пары танцующих мант. И, конечно же, часов Carl F.Bucherer – они это заслужили.