Комплектующие для Калибров 1 и 2 производит
камерное ателье из Ле-Сантье Romain Gauthier.
Новое лицо часового искусства
Первенцем в этом ряду стала в 2016 году стопроцентно мужская (sic!) модель Monsieur на Калибре 1 с регуляторной компоновкой циферблата из прыгающего указателя часа, ретроградного счетчика минут и центральной малой секунды. Год спустя тему продолжили дамские часы Camelia на Калибре 2 с платиной и мостами в форме резного цветка, вдохновлявшего мадемуазель Коко на творческие подвиги. Поставщиком комплектующих для обоих механизмов выступило камерное ателье Romain Gauthier. Глянцевая пресса немедленно провозгласила Готье дерзким новичком часового рынка, хотя в среде профессионалов он был давно и хорошо известен и пользовался заслуженным авторитетом.
Роман Готье – хрестоматийный пример швейцарского часового мастера, фактически таковым не являющийся. Уроженец Валле-де-Жу, он постигал премудрости инженерного дела в местной Технической школе, причем первые полгода изучал… электронику. Затем перешел на механику как на более прикладное направление, напрямую связанное с ремесленным подходом. Досконально изучив станкостроение и машинное производство, он отправился закреплять теоретические знания практическими занятиями в один из брендов Группы Swatch, где девять лет отлаживал станки и отвечал за их бесперебойную работу. Он до сих пор считает себя специалистом широкого профиля с узкой специализацией, который при необходимости может поставлять микрокомпоненты хоть врачам, хоть летчикам. «В природе не существует машин, изобретенных специально под часовые нужды, – говорит Готье, – они все универсальные и настраиваются на производство деталей любой формы и любого назначения». Кроме того, будучи высококвалифицированным ремесленником, отлично знающим цену ручному труду, он уверен в жизненной необходимости компьютеризированных станков, открывающих перед современными бреге поистине безграничные горизонты возможностей: «Я уверен, что все без исключения великие мастера прошлого охотно пользовались бы плодами научно-технического прогресса, потому что многое из того, что может делать управляемый программой резец, физически невозможно повторить вручную». Речь идет не только и не столько о декоре, сколько о специфических характеристиках изделий. Например, ни один самый умелый ремесленник не сможет вручную сделать «бархатное» колесо хронографа о 240 зубцах или крошечный регулировочный винт балансового колеса из золота (точность допуска для последних – 1 микрон). Мало кто знает, но в 2008 году именно Готье первым в отрасли задействовал 5-осевые CNC-центры, которые сегодня считаются неотъемлемыми интерьерными атрибутами больших и малых мануфактур.
В 2014 году ателье Romain Gauthier переехало в новое деревянное здание в Ле-Сантье общей площадью 600 квадратных метров, в котором сегодня трудятся около двух десятков человек. Внутри стоит приятный аромат древесины и масляной смеси – похожего запаха сегодня не встретишь больше нигде, хотя, вероятно, в давние времена именно так пахло во всех деревенских часовых мастерских. Помимо собственного бренда у Готье еще шесть клиентов, имена которых держатся в тайне (нам удалось опознать заготовки как минимум для двух очень известных игроков рынка, входящих в пятерку лидеров). Исключение из правила – Chanel. Причина проста: швейцарско-французская компания купила пакет акций RG и теперь не без основания гордится столь основательной производственной базой, позволяющей решать задачи практически любого уровня. Для Калибров 1 и 2 Romain Gauthier делает только ангренажи, хотя теоретически здесь могут выпускать, в общей сложности, 97 компонентов часов, включая платины, стрелки и даже корпуса. Однако упор делается на колеса, включая балансовые, и сопутствующие дополнения в виде трибов и осей; в список не входят (пока) балансовые спирали, анкеры и заводные пружины, закупаемые на стороне (но не у ЕТА). Нет никаких сомнений, что, возникни необходимость, и эти пробелы будут заполнены быстро и обстоятельно. Об основательности подхода к делу говорит, в частности, наличие своего рода «спа» для закаливания и отпуска стальных деталей с последующей полировкой на центрифуге. Кроме того, для компонентов, которым предстоит работать в моделях с «Женевским клеймом», предусмотрены оговоренные регламентом сертификации станки для тайяжа (нарезки зубцов на колесах) и рулажа (опрессовки зубцов трибов)… Общий годовой тираж продукции, по оценке отца-основателя, составляет от полумиллиона до миллиона штук.