Главная / Статьи / Коллекция / Часы с запретным плодом

Часы с запретным плодом

Текст: Редакция журнала

05 / 10 / 2017

Коллекция

А ТАК ЛИ УЖ ЗАПРЕТЕН ЭТОТ ПЛОД – ЭРОТИКА? ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ: НА ВОСТОКЕ – В ИНДИИ, КИТАЕ, ЯПОНИИ – ОТКРОВЕННЫЕ ОПИСАНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭРОТИЧЕСКИХ СЦЕН СЧИТАЛИСЬ АБСОЛЮТНО ЕСТЕСТВЕННЫМИ, НА ЗАПАДЕ ЖЕ, ОСОБЕННО В ПУРИТАНСКИХ ОБЩЕСТВАХ – АБСОЛЮТНО НЕПРИЕМЛЕМЫМИ. ОДНАКО ВЕДЬ ПЛОД ЭТОТ, КАК ИЗВЕСТНО, СЛАДОК, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО НЕОДОЛИМА. И ПОД БРЕМЕНЕМ ЗАПРЕТОВ, ПОД ПОКРОВОМ ТАЙНЫ ТВОРИЛИСЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ИНАЧЕ КАК ГРЯЗНЫМИ НЕ НАЗОВЕШЬ…

Н

о творилось, вопреки обеим противоположностям – и табу, и разгулу вседозволенности, – поистине красивые вещи. Ведь эрос – это одна из форм любви, а истинная любовь всегда чиста и красива. Особенно, если исполнена мастерски.
Собственно, это мы о часах, в которых красиво и мастерски подана эротическая тематика.

XVIII веке Европа сбрасывала с себя путы номинальной средневековой морали. Расцветали науки и искусства, возрастало «вольнодумство», постфеодальные элиты увлекались художественной эротикой. И на эти запросы ответ был дан не только писателями и художниками: часовщики не остались в стороне. Появились карманные часы с очень натурально (и крайне искусно) сработанными фигурками-жакемарами на циферблатах. Приводимые в действие хитроумными механизмами, эти жакемары, через определенные интервалы времени или по нажатию кнопки, исполняли целые сценки  – в том числе и вполне фривольного содержания.
Примечательно, что такие часы были популярны в Англии, стране, казалось бы, пуританской. По-английски их называли conversation pieces –  часы для бесед. Завуалированно, но при этом весьма красноречиво…

В ходу были и более простые часы, любовные сцены изображались там лаком или эмалью на циферблате или крышке, а иногда и под ней: ведь власти, особенно церковные, строго запрещали подобное. Тем более, что героями «озорных» сюжетов нередко становились разбитные монахи, монашки, кюре, а то и епископы. Обнаруженные экземпляры немедленно уничтожались. Но многие искусно выполненные «эротические» часы избежали этой участи именно благодаря мастерской маскировке.  Иногда о скрытом содержании своего сокровища не знали даже владельцы. «Однажды одна из наших клиенток принесла старинные карманные часы для оценки, – вспоминает Этьен Лерменаже, эксперт аукционного Дома Antiquorum.  – Она очень удивилась, узнав, что под крышкой скрыто изображение эротической сценки».

Как известно, все и вся развивается по спирали. Это относится и к отдельным областям человеческой жизни, в том числе к общественной морали и к часовому искусству. Витки спиралей не всегда совпадают между собой – вероятно, именно поэтому, переместившись было из карманов на запястья, haute erotic horlogerie в ХХ веке сошла на нет. А возродилась она лишь в конце прошлого столетия, прежде всего усилиями компаний Blancpain и Gerald Genta, за которыми последовали и другие. И очень хорошо, что возродилась! Это ведь целый жанр, терять его было бы жалко! Стоит повторить: в том, что сделано красиво и искусно, не может быть ничего непристойного.

Правда, плод остается несколько запретным. Вследствие чего мануфактуры, выпускающие такую продукцию, как правило, не рекламируют ее в широком порядке. «В год мы делаем два-три подобных экземпляра определенной модели, – говорит Сюзанна Урни, отвечающая за связи с общественностью в компании Ulysse Nardin. – Но мы не даем никакой информации по данному поводу. Более того, такие часы мы не помещаем ни в каталоги, ни на наш сайт, чтобы не задеть чувств неподготовленных клиентов».

Действительно, неподготовленным клиентам лучше об этом даже не знать… Кстати, нельзя не вспомнить, что в число подготовленных входят люди, в достоинствах которых не приходится сомневаться: среди обладателей целых коллекций часов с «запретным плодом» такие знаменитости, как Генри Форд, Элтон Джон, король Египта Фарук… Особой популярностью эротические часы пользуются ныне у азиатских покупателей, и это, скорее всего, закономерно, ведь, как мы уже отмечали,  культурные традиции в Азии сильно отличаются от европейских. Более того: некоторые заказчики просят изобразить в эротическом сюжете… именно их! Жеральд Роден рассказывал о таком заказчике из некоей азиатской страны: тот выбрал в качестве прототипа один из экземпляров часов Daniel Roth, под крышкой там были изображены мужчина азиатской и женщина европейской наружности, предающиеся страсти. Клиент пожелал, чтобы любовнику было дано его, клиента, лицо; что и было выполнено.

Среди часовых брендов, отдающих должное эротической тематике, заметное место занимает ателье Andersen Genève, выпускающее такую продукцию регулярно (хотя и, конечно, очень малыми тиражами). Свенд Андерсен известен как блестящий профессионал, обладающий, к тому же, прекрасным чувством юмора. Количество персонажей на его часах иногда больше двух, но манера мастера почти гротескна, изображение выполнена широкими мазками, без натуралистичной детализации. А сами сюжеты… Чего стоит одна лишь модель Bill Clinton, действие которой происходит, разумеется, в одном, ныне скандально знаменитом, коридоре Белого дома! Ни фотографий этого образца, ни пресс-релизов не найти – было бы слишком рискованно для автора. Но слухом земля полнится, и, как с удовольствием рассказывает сам Свенд , часы Bill Clinton – один из его бестселлеров.

Шутки шутками, любовь (в любых ее проявлениях) любовью, а дело есть дело. И, между прочим, часовая эротика требует высочайшей квалификации. Не только от дизайнеров, но и от конструкторов, технологов, мастеров всех специальностей. Ведь придумать и сделать наручный автоматон – часы с достоверно изображенными, совершающими достоверные (или намеренно гротескные) действия – задача исключительной сложности. Решая ее, мануфактуры и мастера так или иначе создают задел для движения вперед всей haute horlogerie.

Заказчики же приобщаются к прекрасному (пусть и отчасти запретному). Журналисты и читатели – тоже, по мере возможности.