Главная / Статьи / Репортаж / Формула Успеха: Виллере + Ле-Локль = Montblanc.

Формула Успеха: Виллере + Ле-Локль = Montblanc.

Текст: Александр Ветров

05 / 12 / 2017

Репортаж

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД МНЕ ДОВЕЛОСЬ ПОБЫВАТЬ НА МАНУФАКТУРЕ MINERVA, ТОГДА ЕЩЕ ТОЛЬКО ВСТРАИВАВШЕЙСЯ В СТРУКТУРУ MONTBLANC И ПОТОМУ СОХРАНИВШЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ В НЕТРОНУТОМ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ВИДЕ ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРОИЗВОДСТВУ.

Руководство бренда с достойным восхищения упорством развивает часовую тему, претендуя при этом на весьма высокую позицию в мировой иерархии производителей механической роскоши.

Н

есколько этажей антикварного станкового парка и минимум обслуживавшего его персонала оставили неизгладимый след в моей памяти, и я до сих пор вспоминаю ту экскурсию по тихим, пропахшим масляной смесью и ветошью цехам как путешествие на машине времени в романтическую эпоху ремесленной индустриализации. Как знать, что стало бы сегодня с Minerva, не начни Montblanc в 1997 году поход к вершинам часового искусства, поначалу воспринятый многими как странный и бесперспективный маневр «короля пишущих инструментов». Знаменитый вопрос про то, куда в часах Montblanc заливаются чернила, достоин энциклопедического увековечения как точно описывающий скептические настроения просвещенной публики конца 1990-х. Тем не менее, рулевые бренда с достойным восхищения упорством развивали часовую тему, претендуя при этом на весьма высокую позицию в мировой иерархии производителей механической роскоши. Решающим аргументом в пользу обоснованности этих притязаний стала покупка в 2007 году перебивавшейся с «хлеба на воду» маленькой, но гордой мануфактуры с именем римской богини мудрости. Так, лишенный исторического часового наследия Montblanc мгновенно и абсолютно легитимно получил полтора с лишним столетия богатой свершениями истории и – пусть устаревшую – но комплексную и до мелочей продуманную мануфактурную базу. Заметим, что такие слияния в индустрии нередки и не должны вызывать удивления: достаточно вспомнить истории Breguet, Blancpain или даже Rolex. Поначалу в Виллере выпускались лимитированные линейки экстра-класса под маркой Minerva, но не так давно руководство компании приняло вполне логичное решение полностью интегрировать приобретение в структуру Montblanc и переименовать все «минервовские» калибры в «монблановские», зарезервировав им места в топовых референциях всех фирменных коллекций.

В список компонентов, выпускаемых в Виллере без посторонней помощи, не входят – помимо опорных камней – колеса, винты и заводные пружины.

Виллере
Сегодня на мануфактуре Montblanc в Виллере трудятся около полусотни человек, часть из которых периодически переезжает в Ле-Локль для сборки и тестирования готовой продукции (об этом – чуть ниже). Непосредственно в разработках новых калибров принимают участие шесть человек: три инженера, два прототиписта и один специалист научно-технического профиля. Они составляют всю необходимую техническую документацию и отправляют ее в производственные цеха, в которых бок о бок стоят старинные токарные станки и прессы и современные CNC-машины, требующие от операторов не столько навыков обращения с обрабатывающими инструментами, сколько компьютерной грамотности. Само собой, как и положено предприятию с историей, в одном из помещений оборудован «банк» штампов, с помощью которых можно изготовить деталь для любого механизма, начиная с 1858 года. В список компонентов, выпускаемых без посторонней помощи, не входят – помимо опорных камней – колеса, винты и заводные пружины. Все остальное, начиная от платин и мостов из нейзильбера и заканчивая балансовыми спиралями, появляется на свет в этих стенах.

Как и на многих других мануфактурах, дорожащих своей репутацией, сборка механизмов осуществляется дважды: вчерне и начисто.

«Спиральная комната» – самый секретный объект на всем предприятии и единственное место, где нельзя фотографировать. Однако описать это совсем не сложное на словах действо никто не запрещает, а потому скажем, что проволока сперва протягивается сквозь десять алмазных фильеров (отверстий, уменьшающих диаметр проволоки примерно на 15% каждое), вследствие чего на выходе получается металлическая «леска» толщиной в половину человеческого волоса. Ей придают плоский профиль и закаляют в вакуумной печи, после чего скручивают по три штуки зараз. В пару к каждой затем подбирают балансовое колесо о 18 винтах, четыре из которых инерционные, и комплектуют спуск с фирменной классической 2,5-герцовой частотой. Годовой тираж механизмов варьируется от 300 до 500 экземпляров, включая калибры для реанимированной в этом году линейки хронографов Rieussec, поэтому человек непосвященный может по ошибке подумать, что оказался здесь в разгар отпускного сезона. Однако такова местная специфика производства, которое считается элитарным даже по внутригрупповым меркам.
Как и на многих других мануфактурах, дорожащих своей репутацией, сборка механизмов осуществляется дважды: вчерне и начисто. После первой сборки проверяется подгонка и взаимодействие компонентов, и лишь после второй готовые «движки» отправляются на тестирование в Ле-Локль. Часть из них затем корпушируется там же в качестве премиумных референций серийных линеек, а часть возвращается в родные пенаты для финальной сборки и зачисления в лимитированные серии.

V-образный мост
Знаменитый V-образный мост хронографа, по которому можно безошибочно определить происхождение механизма, запатентован. Он служил – и продолжает служить – доказательством ручной работы, поскольку острый внутренний угол моста невозможно проточить и отполировать на станке. До сих пор подобные углы играют роль одного из самых верных опознавательных признаков ремесленного подхода к производству и являются объектами пристального внимания знатоков часового искусства.

На вилле в Ле-Локле установлено оборудование, на котором осуществляется предпродажный комплекс тестов «500 часов». Сейчас его проходят все модели коллекций Villeret, Heritage Chronometrie и TimeWalker.

Ле-Локль
Вилла в Ле-Локле, построенная в стиле ар-деко в 1906 году, давно стала визитной карточкой часового Montblanc. Символично, что компания приобрела это здание в год рождения своего тикающего первенца Meisterstuck, который только что справил 20-летний юбилей. Когда-то здесь выпускались платины и мосты для первого и пока единственного серийного не-минервовского Калибра MB R200 (Nicolas Rieussec Chronograph), но несколько лет назад все производство переехало в Виллере, и сегодня в особняке хозяйничают офисные работники и сотрудники лабораторий и сборочных цехов общим числом около сотни человек.
На цокольном этаже проводятся предпроизводственные лабораторные испытания, в которые входят тесты на ударопрочность, антимагнитную защиту и износоустойчивость. Испытаниям подвергаются не только часы в сборе, но и отдельные компоненты: браслеты расстегиваются и застегиваются, заводные головки вытягиваются и утапливаются, циферблаты подвергаются интенсивному излучению ультрафиолетом на предмет скорости выцветания. Нечистые на руку дельцы, кстати, могут с выгодой использовать УФ-установку для искусственного состаривания циферблатов с целью добавления моральной стоимости выдаваемому за часовой винтаж изделия: 72-часовой цикл облучения в камере равен двум годам нахождения под прямыми лучами Солнца…
Этажом ниже обосновались сборщики, создающие из механизмов, корпусов, циферблатов и стрелок модели регулярных коллекций, включая Rieussec. Тут же, в смежном помещении, установлено оборудование, на котором проходит предпродажный комплекс тестов «500 часов». Сейчас его проходят все модели коллекций Villeret, Heritage Chronometrie и TimeWalker, но в обозримом будущем эта участь ждет 100% продукции. Мы не поленились и подсчитали, насколько точно число 500 отражает реальное положение дел, и остались удовлетворены полученным результатом. Итак, проверка качества сборки и отсутствия пыли внутри корпуса занимает от 2 до 4 часов; проверка запаса хода, в зависимости от калибра, – до 80 часов; столько же – тесты на водонепроницаемость и воздействия температур от +6 до +50 градусов по Цельсию; проверка работоспособности функций в режиме реального времени – еще 336 часов плюс несколько минут на отвинчивание-завинчивание завод­ной головки и нажатие кнопок хронографа, если таковые имеются. Как видите, все честно.
Но это еще не все. Мало кто знает, что буквально в двух шагах от виллы находится еще одно – неприметное и не имеющее исторической ценности – здание, также помеченное вывеской Montblanc. Это обитель проектировщиков и дизайнеров, в которой, собственно, и рождаются все часы с шестиконечными звездами на циферблатах – от трехстрелочного ширпотреба (в хорошем понимании определения «товар широкого потребления») до уникальных произведений часового искусства в художественно-ремесленном исполнении. Работают они, как и везде, с использованием всех доступных компьютерных программ и 3D-принтеров, позволяющих моделировать экстерьер проектируемых часов в мельчайших деталях. И, как и на других мануфактурах, здесь постоянно ведутся споры с прагматичными инженерами, доказывающими, что дизайнерские изыски не всегда вяжутся с механическими хитростями. Но это уже совсем другая история…

Четыре хронографа осени
Из всех новинок, которые были показаны прессе в преддверии женевского Салона высокого часового искусства, мы можем рассказать пока только о четырех – эмбарго на остальные истекает лишь в январе. Две из них относятся к коллекции TimeWalker и две – к линейке Star Legacy.

TimeWalker в очередной раз прославляет прошлое Montblanc, отсылая нас к началу ХХ века, когда компания один за другим выпускала секундомеры, «нарезавшие» время с точностью до пятых (1911 год), десятых (1912 год) и сотых (1916 год) долей секунды, и к его середине, когда на свет появился знаменитый раллийный счетчик времени «Rally Timer». О современной версии «Ралли Таймера» в виде трансформера, превращающегося из наручных часов в настольные и карманные, мы писали в начале года: она вышла тиражом из сотни экземпляров и была подчистую раскуплена. Следуя просьбам коллекционеров, руководство бренда выпустило еще одно издание «Rally Timer», отличающееся от предыдущего цветом циферблата и ремешком. 50-мм титановый корпус с раскладывающимися ушками остался неизменным и по-прежнему несет в себе мануфактурный Калибр однокнопочного хронографа МВ М16.29 с ручным заводом со всей положенной ремесленной декоративной отделкой и, конечно же, знаменитым V-образным мостом. А вот малая секунда и 30-минутный счетчик хронографа окрашены теперь в белый цвет, контрастирующий с черным фоном циферблата (раньше они были тоже черными), плюс к запястью часы крепятся посредством не обычного кожаного ремешка, а ремешка из состаренной телячьей кожи от флорентийского подразделения Montblanc Pelleteria.

Вторая премьера декабря в рамках линейки TimeWalker – модель с амбициозным названием Manufacture Chronograph. Это классическая «панда», то есть хронограф с белым циферблатом и черными горизонтально расположенными счетчиками: такие были в тренде в 60–70-х годах прошлого столетия и потому сегодня в большой чести у любителей винтажа. В тон счетчикам выполнены керамический рант и заводная головка с PVD-покрытием. В остальном – что касается функционала и циферблатной разметки – это типичный хронограф, коих у Montblanc всегда было немало. Но первое впечатление обманчиво: в 43-мм корпусе из нержавеющей стали впервые установлен не стандартный механизм от ЕТА или Sellita, а «домашний» Калибр МВ 25.10 производства принадлежащей Группе Richemont мануфактуры ValFleurier. Он уже прошел испытание в коллекционном ряду IWC и вот теперь нашел пристанище в ассортименте его немецко-швейцарского одногруппника. Это автоматический хронограф с колонным колесом и горизонтальным сцеплением, а также ротором автоподзавода из вольфрама, выполненным в форме рулевого колеса гоночного автомобиля. МВ 25.10 состоит из 232 компонентов, работает с 4-герцовой частотой и обладает приблизительно 46-часовым запасом хода. Его оформленный «Женевскими полосами» и перлажем задник можно рассмотреть со стороны задней крышки, в которую встроено окно из дымчатого сапфирового стекла.

В отличие от спортивных TimeWalker модели линейки Star Legacy представляют собой современную интерпретацию часовой классики. Наглядный тому пример – модель Automatic Chronograph. 42-мм стальной корпус, автоматический Калибр МВ 25.02 (база ЕТА 7753), белый циферблат с черными арабскими цифрами и шесть вороненых стрелок. К запястью этот образчик классического хронографа крепится ремешком из крокодиловой кожи синего цвета Sfumato («Растушеванный»).

Завершает квартет предженевских премьер долгожданный Rieussec Chronograph, о возвращении которого мечтали все поклонники марки. Это все тот же однокнопочный хронограф с вращающимися секундным и минутным счетчиками, заимствованными у прибора Николя Рьеуссека, буквально записывавшего время чернилами на эмалевых дисках. Отличия, впрочем, имеются. Окно индикации времени суток округлилось и переехало на часовую шкалу, заняв место цифры «9», а окно указателя даты переместилось в положение «6». Вследствие этого освободились места на «3» и «9» часах, которые вместе с остальным пустующим циферблатным пространством получили роскошный узор гильоше. Все остальные индикаторы, включая скелетонированную часовую стрелку времени второго часового пояса, остались там же, где и были. Кроме того, новый Rieussec подрос до 44,8 мм и стал еще внушительнее, а благодаря выпуклому сапфировому стеклу получил обтекаемый профиль, придающий ему сходство с обточенной водой морским камнем (примерно как у Cartier Ballon Bleu). Словом, второе пришествие Rieussec Chronograph можно считать успешным – особенно принимая во внимание неизменившийся ценник, который, по словам представителей компании, удалось сохранить благодаря урезанию маржи. За что подопечным Николя Барецки отдельное спасибо.

Эти и другие модели, показанные накануне SIHH-2018, подтверждают стремление бренда следовать намеченной еще в 1997 году стратегии. В отличие от того же Cartier, в Montblanc не собираются сдаваться на милость победителей текущего конъюнктурного момента и верят в долгосрочный успех своей часовой кампании. Это достойно уважения и служит хорошим примером для тех, кто по-настоящему хочет добиться успеха в выбранном деле. В конце концов, Patek Philippe и Rolex тоже не сразу строились…