Главная / Статьи / Репортаж / Girard-Perregaux: Бесконечное стремление к совершенству

Girard-Perregaux: Бесконечное стремление к совершенству

Текст: Ксения Стрижакова

07 / 12 / 2017

Репортаж

МНОГИЕ ЧАСОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕГОДНЯ БЕЗ ТЕНИ СОМНЕНИЯ ПРИСВАИВАЮТ СЕБЕ МАНУФАКТУРНЫЙ СТАТУС. ОДНАКО УВЕРЕННОСТЬ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СООТВЕТСТВУЕТ ИСТИНЕ. ХОТЯ БЫ ПОТОМУ, ЧТО ИМЕНА БОЛЬШИНСТВА ИЗ НИХ НЕ ФИГУРИРУЮТ НА СТРАНИЦАХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «БЕЛОЙ КНИГИ» (LIVRE BLANC).

1. Жан-Франсуа Ботт.
2. Констан Жирар и Мари Перрего.

Э

тот солидный документ на протяжении последних двадцати лет создавался усилиями швейцарского объединения Fondation de la Haute Horlogerie, в свою очередь привлекшего к сотрудничеству для утверждения каждого из десяти пунктов Хартии Высокого часового искусства Charte de Haute Horlogerie полсотни независимых международных экспертов. В список из 64 компаний, соответствующих всем десяти критериям, справившая в прошлом году свое 225-летие марка Girard-Perregaux – совершенно заслуженно – вошла одной из самых первых.

История. Глава I
Относящийся с 2013 года к Группе Kering бренд, базирующийся сегодня в Ла-Шо-де-Фоне, бесспорно, является одним из старейших и уважаемых производителей, стоящих у истоков часового дела: ведь история его ведет свой отсчет начиная с 1791 года. Именно тогда в Женеве мастер в первом поколении Жан-Франсуа Ботт создал быстро прославившие его изысканные ультратонкие карманные часы. Продукция Ботта, стоит отметить, изначально была рассчитана на клиентуру благородного происхождения (в числе постоянных заказчиков Жана-Франсуа, к примеру, числилась как минимум пара европейских королевских дворов), весьма капризную и состоятельную. Музыкальные шкатулки и автоматоны Ботта, впрочем, пользовались среди аристократического сословия большим спросом, и даже современники, почитающиеся сегодня классиками мировой литературы, упоминали его имя на страницах своих произведений. После кончины родоначальника бразды правления процветающим предприятием Bautte приняли двое прямых наследников, сын и внук. Тем временем другой, не менее талантливый и знаменитый своими работами мастер, уроженец города Невшателя Констан Жирар, основал в 1852 году собственную часовую мануфактуру Girard & Cie. Позже сочетавшийся браком с девушкой из семьи влиятельных коммерсантов, Мари Перрего, он решил дать предприятию семейное имя, образовав последнее из собственной фамилии и девичьей фамилии супруги. В результате этого шага с 1856 года на часовом небосклоне засияла прекрасно известная в наши дни каждому ценителю подлинно традиционной хронометрической роскоши звезда Girard-Perregaux. Судьбы двух фабрик слились воедино уже после смерти Констана Жирара – в 1906 году его сын Констан Жирар Галле объединил теперь уже свою мануфактуру с преуспевающим Домом Maison Bautte, подарив путевку в жизнь мощному «локомотиву» под названием Girard-Perregaux & Cie.

1. Карманные часы работы Жана-Франсуа Ботта. Золото, многоцветная эмаль.
2. Сверхтонкие карманные часы работы Жана-Франсуа Ботта.

История. Глава II
Бренд год от года рос и процветал: предприимчивый швейцарец (не без поддержки родственников) сумел вырваться в монополисты сразу на нескольких международных рынках, преуспев в поставках фирменной продукции на прилавки магазинов, открытых им в обеих Америках и в Азии. Немыслимый охват, требующий от коммивояжеров не только изрядной храбрости и отличного стратегического чутья, но и многомесячного непрерывного пребывания в пути! Кроме расширения ареала торговой деятельности, завод, располагающий должной технической базой и штатом прекрасных специалистов, продолжал непрестанно совершенствоваться в создании исключительных механических инструментов по измерению времени. Усилия эти, надо отметить, были многажды самым высоким образом оценены различными экспертными жюри – здесь и награды международных выставок*, и множество грамот, выданных бренду наиболее авторитетным в те времена в Гельвеции институтом, официально оценивающим прецизионные качества часов, Обсерваторией Невшателя. Так, государственный совет одноименного кантона в 1966 году отметил достижения марки в области создания высокоточных хронометров престижной премией Prix du Centenaire de l’Observatoire (за Калибр Gyromatic HF, оснащенный балансом с частотой 36000 полуколебаний/час). В конце 1960-х выдача более 70% сертификатов хронометров от Обсерватории приходилась именно на продукцию Girard-Perregaux.

* 1. Турбийон Girard-Perregaux Esmeralda с тремя золотыми мостами был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1889-м.
2. Модель Constant Escapement со спуском нового типа получила Гран-при «Золотой Стрелки» в 2013-м.
3. В 2013-м на том же конкурсе в номинации «Часы с Боем» одержала верх модель Minute Repeater Tourbillon with Gold Bridges.

На заре экономического кризиса, подступающего к границам родного отечества из-за предприимчивых производителей из Страны восходящего солнца, компания даже успела первой в своем сегменте выпустить собственный кварцевый механизм Elcron с частотой 32 768 герц, впоследствии взятый всеми прочими коллегами по цеху за стандарт при изготовлении продуктов аналогичного типа. Несмотря на то что рынок механической наручной luxury испытывал все бóльшие трудности, в 1975-м с легкой руки Girard-Perregaux на «хронометрическую орбиту» было запущено семейство Laureato, спустя годы ставшее предметом вожделения для многих «исторически» подкованных покупателей.
Новый виток развития наступил для фабрики в 1992-м, когда ее приобрел предприниматель «от Бога», знаменитый автогонщик Луиджи Макалузо. Это он сделал ставку на мануфактурную автономность и собственные калибры как верный признак двухсотлетней преемственности. В результате по прошествии всего двух лет бренд запустил в серийное производство сразу два типа новых ультратонких механизмов – GP3000 и GP3100, а позже стал производить калибры не только для собственных нужд, но и на продажу. В наши дни компания продолжает бережно перелицовывать имеющееся в закромах богатое наследие по лекалам современного haute horlogerie. Об этом лучше всяких слов говорят ежегодно анонсируемые новинки, без устали проектируемые и собираемые штатом профессионалов под руководством теперь уже другого «главнокомандующего», Антонио Кальче. Благодаря продуктивному взаимодействию внутри компании здесь продолжает витать дух передовых идей, помноженный на основы часового искусства, за две с половиной века до этого покорившего сердца талантливых и прозорливых Жана-Франсуа Ботта и Констана Жирара.

1. Часы 1945 года, послужившие основой для современной коллекции Vintage 1945.
2. Часы Girard-Perregaux 1957 Gyromatic – эталон хронометрической точности.
3. Кварцевый механизм Girard-Perregaux Elcron. Частота 32 768 Гц. Эталон кварцевой точности.

Преемственность и инновации
В арсенале марки, чьи производственные мощности расположились в Ла-Шо-де-Фоне в живописном четырехэтажном здании 1905–1918 годов постройки, к данному моменту числится уже более восьмидесяти патентов – от ультраплоской системы автоматического завода Gyromatic и трехосного Triaxial Tourbillon до сертифицированной четырьмя патентами технологии Constant Escapement, прототип которой увидел свет в 2008-м и был запущен в «поточное» производство в 2013-м.
Выход на рынок серии Constant Escapement стал одним из самых заметных инженерных открытий последнего десятилетия. Несмотря на то, что калибры с данным ноу-хау изначально не блистали сложными модулями, внимание всего часового сообщества по сей день приковано к ним из-за инновационного спускового механизма, представляющего собой кремниевую рамку в форме крыла бабочки, установленную между анкерной вилкой и пружиной баланса. Ее интеграция в механизм позволила разработчикам контролировать линейно подающуюся энергию, генерируемую заводным барабаном и потому напрямую зависящую от силы степени натяжения пружины. Совершающая волнообразные движения пластина толщиной всего в 14 микрон в этой архитектуре взяла на себя роль своеобразного «контроллера», накапливающего, а затем порционно передающего точно определенное количество импульсов балансовому колесу, что гарантированно обеспечило последнему неизменную частоту вне зависимости от степени завода заводного барабана. Проще говоря, эта не столь замысловатая по структуре деталь обеспечила часам беспрецедентную точность хода. Амбиции первооткрывателя, тем не менее, никоим образом не влияют на трепетное отношение мануфактуры к многовековым ремесленным и художественным традициям. Ручная отделка калибров и компонентов корпусов, равно как и редкие техники декорирования циферблатов, для Girard-Perregaux имеют, как и столетия назад, первостепенное значение.

Constant Escapement: спуск постоянного усилия. Все так просто – кремниевая рамка в форме крыла бабочки. Но в результате частота колебаний колеса баланса не зависит от стадии завода системы ангренажа.

Girard-Perregaux: Мануфактурное
изобилие В 2017 год компания вступила, обновив более половины модельного ряда: так, из семи текущих коллекций новинками приросли сразу пять. В том числе в ассортимент вернулась знаковая модель родом из 1970-х.

Laureato. Спортивная элегантность.
Точнее, легендарные Laureato поначалу напомнили о себе в 2016-м, выйдя ограниченным тиражом, чествующим преодоление мануфактурой 225-летнего рубежа. Теперь же интегрированный в корпус эргономичный браслет, не имеющий ушек, и вписанный в окружность восьмиугольный рант со скругленными краями, совершившие в часовом мире 70-х настоящую «модную» революцию, были поданы ею уже как регулярное, достаточно обширное семейство.
Экстерьер спортивных и одновременно очень светских часов был разработан при участии приглашенного брендом к сотрудничеству известного миланского архитектора, обратившегося за вдохновением к знаковым элементам дизайна флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – это в первую очередь круглый купол, покоящийся на восьмиугольном основании.
В уходящем году семейство Laureato предстало перед почитателями породистой наручной микромеханики сразу в четырех ипостасях, оснащенных, в зависимости от диаметра, кварцевыми либо механическими калибрами.

Дизайн коллекции Laureato вдохновлен архитектурой флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – в первую очередь круглым куполом, покоящимся на восьмиугольном фундаменте.

Все новинки визуально объединяют два лейтмотива: гибкие крупнозвеньевые браслеты, как вторая кожа облегающие запястья, а также непременное гильоше «Clous de Paris», заполняющее всю лицевую поверхность часов и замысловато преломляющее свет. Флагманом линейки был назначен Laureato Tourbillon в 45-мм титановом корпусе, оснащенный автоматическим мануфактурным Калибром GP09510 с золотым микроротором, своей конструкцией вторящим устройству культового турбийона Girard-Perregaux, чьим фирменным отличием стал золотой мост в форме стрелы, полированный и закругленный вручную. Мост нового механизма был изготовлен из розового либо белого золота, сочетающегося с рантом, заводной головкой и часовыми метками из аналогичного драгоценного металла. Формату «роскоши на каждый день» целиком и полностью соответствуют Laureato 42 mm в стали либо розовом золоте, оснащенные калибрами GP01800. Новинки вышли с циферблатами трех цветов: серебристым, темно-серым и благородным синим, которые, все без исключения, отделаны узнаваемым пирамидальным узором. 38-мм корпуса из стали (также комбинированные с золотом) оказались наиболее подходящими претендентами на звание «унисекс», потому обзавелись как чисто полированными, так и инкрустированными 56 бриллиантами рантами. Все версии данного размера функционируют на «домашних» автоматических «движках» GP03300, отвечающих за индикацию часов, минут, секунд, а также за работу модуля даты, апертура которого находится на классических «3 часах». Наиболее изящной в этой партии стала 34-мм новинка, помимо сочетаний различных материалов и цветов снабженная механизмом GP013100-0002, отсылающим зрителя к «кварцевым корням» мануфактуры.
Наконец, под самый занавес года коллекция Laureato пополнилась наиболее авангардным на данный момент трехстрелочником, работающим, как и сугубо мужские новинки, на Калибре GP01800. От родственных по духу новинок она отличается фактурой 42-мм корпусов и браслетов, принарядившихся в высокотехнологичную керамику антрацитового цвета.

Флагманом коллекции стал титановый Laureato Tourbillon. Калибр GP09510 с золотым микроротором восходит к конструкции культового турбийона GP с золотым мостом в форме стрелы.

Bridges.
Прошлое сквозь
призму настоящего
Бесспорно одаренный создатель механических компликаций в текущем году также пополнил коллекцию Bridges тремя различными, по-своему исключительными произведениями часового искусства. Во-первых, публике была продемонстрирована 45-мм титановая версия Neo-Bridges Automatic Titanium, перенявшая главные эстетические коды своего знаменитого предтечи – турбийона Esmeralda, жизнь в который вдохнул сам Констан Жирар. В характере его, к тому же четко прослеживаются и черты, унаследованные от высокохудожественных изделий Жана-Франсуа Бота. За непрерывный бег часовой и минутной стрелок здесь несет ответственность высокопрецизионный автоматический «домашний» Калибр GP08400 с микроротором, размещенным проектировщиками вдоль той же оси, что и заводной барабан с 50-часовым запасом хода. Дабы связать прошлое и будущее воедино, механизм был отделан авторами в актуальном ключе: поверхности его прошли пескоструйную обработку, платина же и скругленные мосты получили покрытия NAC и PVD соответственно. Графичный скелетонированный циферблат дополнен открытым для обзора (в положении «6 часов) балансовым колесом с переменным моментом инерции.

Титановый Neo-Bridges Automatic Titanium по-новому трактует главные эстетические коды своего легендарного исторического прототипа – карманного турбийона Esmeralda работы Констана Жирара.

Planétarium Tri-Axial
Следующая, более театральная по замыслу авторов премьера, вышла под наименованием Planétarium Tri-Axial. За этим словосочетанием скрывается набор из трех впечатляющих компликаций, состоящий из высокоскоростного трехосного турбийона, индикатора времени суток в виде миниатюрного объемного земного шара, совершающего полный оборот в течение 24 часов, и расписанного вручную указателя лунных фаз, требующего коррекции раз в 122 года. Girard-Perregaux, признанный специалист по турбийонам, впервые представил широкой публике завораживающее своим плавным перемещением одновременно в трех плоскостях усложнение еще в 2014 году. При всей многомерности механизма, состоящего из 140 деталей (а это чуть меньше половины от общего числа компонентов, из которых собран калибр), инженерам бренда удалось добиться того, что вес каретки последнего составил всего 1,24 грамма. Получившая форму лиры, которой марка придерживается начиная с 1880 года, каретка совершает вращение за одну минуту. Она в свою очередь встроена в модуль, расположенный на второй оси вращения, делающий полный оборот за 30 секунд. Вся же конструкция в целом заключена в каркас, целиком оборачивающийся вокруг своей оси в течение двух минут. За астрономические показания в Planétarium Tri-Axial отвечает индикатор дня/ночи с указателем-стрелкой, закрепленным с внутренней стороны алюминиевой сферы диаметром 13 мм. С лицевой стороны с ее помощью можно считать текущее дневное время, а со стороны задней крышки – ночное. На шар вдобавок, ко всему прочему, вручную перенесена миниатюрная карта мира родом из 1791 года. Историческим реалиям того же периода соответствует и оформление диска лунных фаз, на который умелыми руками художников «переведено» изображение ночного неба, детализированного ровно в такой степени, в какой его можно разглядеть с Земли невооруженным глазом. Экстраординарный микромеханический альянс базируется на мануфактурном калибре с ручным заводом GP09310-0001 с 70-часовым запасом хода, установленном в круглый 48-мм корпус из розового золота. Разумеется, он отменно отделан – в том числе гравирован символичным для мануфактуры силуэтом орла. Одна из наиболее примечательных особенностей экстерьера кроется в самом установленном над циферблатом трехуровневом сапфировом стекле: над его поверхностью выступают «купола» луп, укрывающие сверху турбийон и декоративно-функциональный миниатюрный «глобус».

Planétarium Tri-Axial – поистине планетарий на запястье. Мини-глобус, делающий один оборот за сутки, указатель фаз Луны, высокоскоростной трехосный турбийон – неординарное сочетание усложнений.

1966.
Мировая икона стиля
Плоть от плоти единственной часовой функции и предтеча всех последующих поколений волдтаймеров Girard-Perregaux, WW.TC была выпущена компанией на рынок, едва человечество перешагнуло через порог двухтысячного миллениума. Спустя 17 лет культовое изделие снова готово будоражить сердца знатоков прецизионной хронометрии – теперь уже в виде ипостаси под названием 1966. WW.TC. В самой аббревиатуре, к слову, на протяжении без малого почти двадцати лет зашифрован один немаловажный автобиографический нюанс: в период становления данной линейки марка одной из первых решила объединить в механическом калибре такие модули, как хронограф и индикация всемирного времени. Это и привело к появлению аббревиатуры WW.TC (World Wide Time Control – измерение всемирного времени). А симметрично разнесенные по обеим боковинам корпуса заводные головки стали наиболее ярким функциональным элементом оформления. Эти компоненты присутствуют и в устройстве новинки 1966 WW.TC, первой в рамках коллекции награжденной опцией волдтаймера. Дизайн часов иначе как строго классическим не назовешь: стандартные периферийные кольца с наименованиями городов по количеству мировых часовых поясов, внутреннее кольцо с 24-часовой разметкой, разбитое на два сектора, белый, дневной, и черный, ночной. А также центральная индикация с вынесенной на «6 часов» малой секундной стрелкой. Прозрачная задняя крышка позволяет во всех деталях рассмотреть отделку калибра серии GP03300, щеголяющего зернеными боковыми поверхностями, скошенными углами, круговым зернением и гильоше «Côtes de Genève», установленного производителем в круглые 40-мм корпуса из стали либо розового золота.

В модели 1966 WW.TC совмещены функции хронографа и индикации мирового времени. Симметрично разнесенные по обеим боковинам корпуса заводные головки – яркий функциональный элемент оформления.

Cat’s Eye.
Кошачий магнетизм
Феминная коллекция, задуманная мастерами GP не как аксессуар, а как предмет, в первую очередь идентифицирующий положение в обществе и вкус своей владелицы, к 2017 году приросла моделью Cat’s Eye Sparkle. Название ее заранее сулит изобилие сияющих драгоценных камней и на все сто процентов оправдывает это ожидание. Для декорирования новинок (работа над каждой из которых занимает порядка 25 часов ручного труда), задействуется в общей сложности 293 бриллианта весом практически в два карата. 62 камня уходит на инкрустацию ранта овального корпуса, выполненного из белого золота. Остальными же украшаются раскладывающаяся застежка и центральная область циферблата (на него полагается 217 камней) в ювелирной технике snow-setting, при которой между бриллиантами устраняются малейшие микроскопические зазоры, чтобы получалось однородное сверкающее покрытие, подобное свежевыпавшему снежному «покрывалу». Еще 12 камней, уже более крупных и ограненных в виде слегка вытянутых в длину виноградин, устанавливаются на место часовых меток. Чтобы усилить эффект от их завораживающих переливов, периферийная окружность лицевой стороны часов отделана молочно-белым перламутром. Изысканность общей декорации дополняется мануфактурным содержимым: в данном случае это автоматический Калибр GP03300-0101 с 46-часовым запасом хода.

В украшении драгоценных дамских часов Cat’s Eye Sparkle задействовано в общей сложности 293 бриллианта весом почти в два карата. Особенно эффектны «виноградины» – часовые метки.