Главная / Статьи / Технологии / InnoVision 2. Иное Видение

InnoVision 2. Иное Видение

Текст: Александр Ветров

19 / 10 / 2017

Технологии

В 2007 ГОДУ ГЛАВА ULYSSE NARDIN РОЛЬФ ШНАЙДЕР НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ НОМЕР ОДИН ШВЕЙЦАРСКОЙ ЧАСОВОЙ ИНДУСТРИИ, ПРЕДСТАВИВ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЕКТ INNOVISION.

К

онцепт, построенный на платформе Freak, содержал в себе десять новаторских приемов, направленных на улучшение точности хода и повышение износостойкости механизма. Некоторые из них были новаторскими для всех, кроме самого UN: например, не требовавший смазки заводной барабан на подшипнике из 96 шариков и спуск с двумя анкерными колесами Dual Ulysse выпускались компанией еще с 2005 года. Однако в InnoVision эти и прочие наработки были представлены в комплексе и с акцентом на такие революционные для отрасли материалы, как кремний и никель-фосфор. Собственно, весь концепт был гимном сверхточных технологий DRIE и LIGA – глубокого ионного травления и фотолитографии, позволяющих производить идентичные детали сложной формы без дополнительной доводки и обработки. И, что особенно важно, детали долговечные, не требовавшие смазки и невосприимчивые к магнитным полям и температурным перепадам – то есть практически идеальные для хроностроения.

Несмотря на то, что с рождения InnoVision прошло уже 10 лет, революционный концепт по-прежнему будоражит фантазию ценителей часового искусства.

С тех пор утекло много воды. Не стало Рольфа Шнайдера, Ulysse Nardin вошел в состав группы Kering, а LIGA и DRIE используются повсеместно наравне с электроэрозией и гальваностегией. Но, очевидно, остались корпоративные амбиции. Именно они и побудили нынешнее руководство компании во главе с Патриком Хоффманом снова заявить свои права на лидерство в научно-технических исследованиях и подготовить к Женевской выставке InnoVision 2 с опять-таки десятью инновациями.

Глава Ulysse Nardin Патрик Хоффман и его последнее детище: InnoVision 2.

Вот их подробный список:
1.
Дуплексный спуск Dual Constant на кремниевых лезвиях, работающих по принципу лезвия спуска Constant Escapement от Girard-Perregaux. Гибрид фирменного спуска прямого действия Dual Constant образца 2001 года и позапрошлогоднего «парящего анкера» обеспечивает балансовому колесу постоянную амплитуду колебаний на протяжении всего запаса хода заводного барабана. Поскольку для его функционирования требуется ничтожно малое количество энергии, он физически не может давать слабый импульс и либо работает, либо, если барабан полностью раскручен, не работает.
2.
Прямое скрепление кремниевых деталей, позволяющее создавать трехмерные компоненты сложной формы. Патентованный процесс происходит при температуре от 1000 до 1200 градусов по Цельсию с добавлением кислорода и не только намертво соединяет части целого, но и создает на их поверхности изолирующее покрытие из оксида кремния.
3.
Балансовое колесо из кремния со стабилизирующими лопастями. Очень неожиданное геометрическое решение ключевого элемента спускового узла, от аэродинамических свойств которого напрямую зависит стабильность хода. Перпендикулярные плоскости вращения лопасти, казалось бы, должны тормозить колесо, но вместо этого создают стабилизирующие турбулентные потоки, оказывающие благоприятное воздействие на амплитуду колебаний. Этой же цели служат и четыре золотых инерционных груза. Вес грузов не указывается, но само колесо весит всего семь миллиграммов!
4.
Устройство автоподзавода Grinder. В парусном спорте гриндером называют человека, отвечающего за работу лебедок. В данном случае речь идет о высокоэффективной двусторонней системе завода. Она состоит из четырех «рессор», образующих с зубчатым колесом автоподзавода храповый механизм, заводящий барабан вне зависимости от направления вращения ротора. Завораживающая работа хитроумного узла прекрасно просматривается сквозь заднюю крышку из сапфирового стекла.
5.
Центральный мост из кремния с сапфировым покрытием. Еще в 2007 году специалисты Ulysse Nardin научились усиливать хрупкие кремниевые детали прочной пленкой из искусственного алмаза. Сейчас же в сотрудничестве с Политехническим институтом Лозанны и «придворной» компанией Sigatec они запатентовали метод сапфирового покрытия. Получилось надежно, долговечно и эффектно.

6.
Колесная передача из гальванически обработанного (снова процесс LIGA – куда же без него!) 24-каратного золота. Оно в два раза тверже обычного, обладает меньшим, чем у латуни, коэффициентом трения при взаимодействии со стальными деталями, а кроме того эстетически более привлекательно.
7.
Стеклянный мост баланса со встроенной противоударной системой. Если классическая противоударная система вроде Incabloc или KIF состоит из пяти компонентов и подвержена – пусть и в малой степени – износу из-за трения, то здесь эта проблема отсутствует в принципе. Ulysse Nardin заменил всю конструкцию стеклянной пружиной, являющейся частью стеклянного же моста. Практика показала, что стекло не настолько хрупко и жестко, как о нем привыкли думать, и отлично справляется с возложенной на него задачей поглощения энергии ударов извне.
8.
Люминесцентная подсветка стеклянного моста баланса. При производстве данной детали получилось создать внутренние полости, не несущие никакой функциональной нагрузки, но открывшие интересные перспективы в плане художественного оформления концепта. В результате их решили заполнить люминофором, в темное время суток эффектно подсвечивающим футуристическую архитектуру механизма. Схожий прием, кстати, применил Максимиллиан Бюссер в своей новой «Часовой Машине» за номером 7.
9.
Необычная система показа часов из двух сменяющих друг друга дисковых наборов меток от 1 до 11 и от 13 до 23. Очень наглядная и легко читаемая индикация не требует привыкания и отлично смотрится с массивным мостом, выполняющим функцию минутной стрелки.
10.
Этот мост, похожий на космический корабль «Звездный разрушитель» из «Звездных войн», представляет собой последнее, десятое новаторское решение конструкторского бюро Ulysse Nardin. Он трехмерный и изготовлен из стекла посредством лазерной резки, точность которой составляет от 3 до 5 микрон. Отметим, что, как и в случае с балансовым мостом, компания не разглашает состав стекла, подчеркнуто не употребляя нигде общеупотребимую в часовом деле характеристику «сапфировое».

InnoVision 2 стал одним из самых громких событий SIHH, заметно оживив общий спокойный фон выставки. Из всех салонных старожилов достойный ответ дерзкому новичку смог бросить только Officine Panerai со своим ID Luminor Carbotech 3 Days. Как быстро собранные в концепте идеи станут достоянием ценителей часового искусства, покажет время: известно, например, что из десяти «фишек» первого InnoVision к сегодняшнему дню в серийных моделях нашли применение восемь, а оставшиеся две вот-вот пойдут в серию. Но уже ясно, что Ulysse Nardin находится на подъеме и что переход в группу Kering благоприятно сказался на самочувствии бренда из Ле-Локля.
То ли еще будет.