Главная / Статьи / Репортаж / Montblanc в городе Ангелов

Montblanc в городе Ангелов

Текст: Александр Ветров

23 / 03 / 2017

Репортаж

БЛАГОСЛОВЕН БУДЬ, ВЛАСТИТЕЛЬ УМОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОСКОШИ MONTBLANC, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ ПИШУЩИЕ ОБ ЭТОЙ РОСКОШИ ЖУРНАЛИСТЫ ЕЖЕГОДНО ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОДНИМ ИЗ ЭКЗОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ ЗЕМЛИ.

К

аждый ноябрь элитарный пресс-клуб 4810 снимается с места (вернее с мест, учитывая его пестрый интернациональный состав) и собирается в неожиданной для всех географической координате, на первый взгляд никоим образом не связанной с часовой тематикой. Но лишь на первый. Часы как ярко выраженный культурный объект неразрывно связаны со множеством других  культурных объектов, и увидеть эти связи при желании не составляет большого труда. В конкретном случае с Montblanc можно даже удивляться тому, что руководство бренда так долго не решалось получать дивиденды со столь богатого, лежащего практически на поверхности наследия.

Речь идет, разумеется, о насыщенном спортивном прошлом мануфактуры Minerva, которое до настоящего времени находило отражение лишь в дорогих лимитированных коллекциях. Хотим сразу успокоить пуристов и прочих поборников чистого часового искусства: Montblanc не наладил в Виллере поточное производство культовых калибров, но вместо этого распространил минервовскую гипнотическую ауру на бюджетные серии. Сделать это оказалось нетрудно: нужно было лишь принять волевое решение и подготовить правильный, аргументированно подтверждающий верность выбранного пути продукт. Напомним, что Minerva (тогда еще мануфактура Robert Freres Villeret) начала специализироваться на высокоточных хронографах и секундомерах с 1908 года. Европейскую славу производителя сложных механизмов отменного качества принес ей в 1923 году знаменитый Калибр 13.20 – однокнопочный хронограф с колонным колесом и узнаваемым V-образным мостом хронографа. И это не пустые слова: в 1936 году за заслуги в области «препарирования» времени Minerva получила статус официального хронометриста зимних Олимпийских игр. Вообще, компания из Виллере всегда шла в авангарде спортивного хроностроения, выпустив еще в 1911 году секундомер, «нарезавший» время с точностью до пятых долей секунды, годом позже – до десятых долей, а в 1916 году – до сотых долей (одновременно, кстати, со знаменитым Hoer Mikrograph с аналогичными характеристиками). Тогда механические приборы Minerva не считались из ряда вон выходящими произведениями искусства и красивыми статусными аксессуарами, а использовались по прямому назначению без скидок на тонкую механическую организацию корпусного содержимого. Именно их первородную утилитарность и поставило во главу угла руководство Montblanc при разработке линейки TimeWalker. В конце концов, спорту, как и любви, покорны все возрасты и социальные классы, не правда ли?

Исходя из выработанной концепции, презентацию новой коллекции решено было провести в… Лос-Анджелесе. По той простой причине, что Калифорния исторически считается местом «автомобильной силы», где испокон века производились самые красивые четырехколесные самодвижущиеся экипажи и проводились самые разнообразные автомотогонки. Кроме того, именно в Лос-Анджелесе расположен один из самых представительных автомобильных музеев планеты – музей Петерсена, речь о котором пойдет чуть ниже. А сперва – немного полезной информации о Городе Ангелов в целом.

Собственно, называть его Городом Ангелов не совсем верно. Исторически название этого испанского поселения звучало как Эль Пуэбло де Нуэстро Сеньора ла Рейна де Лос Анхелес собре эль Рио Порсьюнкула, то есть Поселение (Девы Марии) Повелительницы Ангелов на Реке Порсьюнкула. Теоретически после радикального сокращения столь длинного названия город мог бы называться Ла Рейна (что гораздо точнее), Эль Рио или даже просто Эль Пуэбло. Но вышло как вышло, и сегодня Большой Лос-Анджелес представляет собой огромную агломерацию с населением свыше 17 миллионов человек, растянувшуюся на 200 (!) километров между городами Вентура и Сан-Бернардино. Непосредственно же в Лос-Анджелесе проживает порядка 4 миллионов человек, что делает его вторым после Нью-Йорка самым густонаселенным городом США. Главный, пожалуй, козырь ЭаЭй – климат. Он поистине райский, потому что здесь всегда тепло, светит солнце и плещется океан. В особо засушливые лета случаются, конечно, пожары, а в особо дождливые зимы – наводнения, но эти редкие исключения лишь подчеркивают сказочность местных погодных реалий. Обратная сторона природной благодати – огромное число маргиналов, съезжающихся сюда со всей страны. Нищие, бомжи, идейные бездельники и сумасшедшие всех мастей подчас ведут себя шумно, но никогда – агрессивно, а потому не представляют опасности для праздно прогуливающихся туристов.

Самая большая концентрация людей без определенного занятия и места жительства наблюдается, пожалуй, в городке Санта-Моника, а точнее, на знаменитом Венис-бич – пляже, засветившемся во множестве голливудских фильмов и считающимся одним из излюбленных мест отдыха анджелинос (так называются местные жители) и иностранных гостей штата. Волею случая выездная штаб-квартира клуба 4810 располагалась всего в полукилометре от этой обители серфинга, культуризма и лигалайза, а потому именно она, а не голливудские киностудии, Диснейленд и Аллея Звезд оказала решающее влияние на представления часовых журналистов о Большом Лос-Анджелесе.

Венис-бич – это четыре километра променада с прилагающейся инфраструктурой в виде площадок для пляжного волейбола, пляжной же гимнастики, велодорожек, магазинчиков и туалетов (они здесь буквально на каждом шагу). Отсюда стартовала певческая карьера Джима Моррисона, тут накачивал мышцы подающий надежды бодибилдер Арнольд Шварценеггер… Легендарная «качалка» Muscle Beach, к слову, процветает до сих пор, хотя и переехала со своего исторического места немного южнее. Но если упражнения на тренажерах и со штангой, в принципе, разнообразием не отличаются, то трюки, которые выполняют гимнасты-любители на брусьях, турниках и кольцах, не поддаются описанию и завораживают неподготовленного зрителя посильнее кульбитов профессионалов из Cirque du Soleil. Искусство владения телом в американской Венеции доведено до совершенства.

Вообще, строго говоря, сама эта Венеция Нового Света – а она реально существует – находится чуть поодаль, в паре кварталов вглубь континента. Этот живописный район был построен в 1905 году табачным королем Эбботом Киннеем, долгие годы вынашивавшим мечту воссоздать на родине увиденные еще в детстве венецианские кварталы. Для этого на болотах Санта-Моники было прорыто несколько километров каналов, берега которых соединили арочными мостами и застроили шикарными особняками и причалами для самых настоящих гондол. Фешенебельный курорт со всевозможными развлечениями просуществовал до 1930-х, когда богатый люд начал массово перебираться на Беверли-Хиллз и в другие модные районы, а брошенная недвижимость постепенно превращалась в сквоты, занятые неприкаянными иммигрантами и представителями контркультурной богемы.

К тому времени большая часть каналов уже была засыпана из-за проблем с цветением воды и соответствующими запахами, а сам район приобрел дурную криминальную славу. Однако в 1992 году муниципалитет решил возродить легенду, и Венеция постепенно вернула былой престиж. Но теперь вместо особняков берега каналов (их общая протяженность составляет примерно 4  километра) окаймляют уютные домики, обитатели которых, судя по всему, имеют прекрасное представление, о том, что такое комфортный уют. В частности, в него, судя по всему, не входят понятия «высокий забор» и «плотные шторы», так что, прогуливаясь по узким улочкам, можно вволю налюбоваться на оригинальные садовые и интерьерные решения. Если вы соберетесь посетить американскую Венецию, то лучше сделать это дважды – днем и ночью, потому что картинки будут абсолютно не похожими, но сказочно красивыми.

Как уже было отмечено выше, оторванность Санта-Моники от собственно Лос-Анджелеса не позволила нам в полной мере оценить городские красоты, но в обязательную программу выездной сессии клуба 4810 попала как минимум еще одна достопримечательность, непосредственно связанная с информационным поводом. Речь идет об Автомобильном музее Петерсена, в котором собрана богатейшая коллекция автомобилей разных стран и эпох.

Напомним, что Южная Калифорния некогда была мощным центром автопрома, выпускавшим насколько огромные, настолько же красивые легковые автомобили, олицетворявшие американскую мечту и вообще мечту как таковую. Многие из них, отреставрированные и сверкающие, как разноцветные елочные игрушки, собраны на четырех просторных этажах, включая закрытый для неорганизованных групп цокольный. Музей был открыт в 1994 году на пожертвования издателя автомобильных журналов Роберта Петерсена, которому эта затея стоила ни много ни мало 30 миллионов долларов. Трудно сказать, что испытывают в этом месте люди, одержимые двигателями, кузовами и прочими трансмиссиями, но праздных, далеких от темы посетителей оно повергает в полный восторг. В самом деле, даже оставляя за скобками роскошные пятиметровые лимузины и купе размером с паровоз, кого оставят равнодушными, например, DeLorean из «Назад в будущее», или «Бэтмобиль» из фильма с Майклом Китоном, или Jaguar C-X75 Джеймса Бонда из «Спектра», или (а это уже для особо продвинутых) Pontiac Aztec, на котором ездил в сериале «Во все тяжкие» мегамозг Уолтер Уайт?

Помимо перечисленного особенно запомнилась экспозиция электромобилей, а точнее, модель Detroit Electric Model 61 Brougham 1915 года выпуска! Похожая на ландо машинка выпускалась с 1906 по конец 1930-х, управлялась двумя рычагами и проезжала на одной зарядке 80 миль, или почти 130 километров! Для сравнения: у российской Лады «Эллада» образца 2013 года этот показатель составляет 140 километров.

Посещение этого святилища технического прогресса подготовило прессу к должному восприятию новой линейки TimeWalker, вдохновленной миром моторов и скоростей и предназначенной для любителей автогонок и ценителей побед с преимуществом в сотые и тысячные доли секунды. А закрепить эффект от знакомства были приглашены знаменитости плоть от плоти этого мира: четырехкратный победитель ралли «Париж–Даккар» финн Ари Ватанен, «король дрифта» новозеландец Рис Миллен и датский дизайнер Хенрик Фискер, автор дизайна таких автомобилей, как BMW Z8, Aston Martin DB9 и Aston Martin V8 Vantage. Признаемся, присутствие личностей такого калибра заставило нас по-иному взглянуть на обновленную линейку…

Всего в ней пять моделей в разных исполнениях. Заходная – трехстрелочник с датой TimeWalker Automatic Date. Это 41-мм часы из нержавеющей стали с однонаправленным керамическим рантом, облик которых с первого взгляда выдает их спортивный характер. Все дело в циферблате, размеченном, как секундомеры классических секундомеров Minerva, большими люминесцентными арабскими цифрами – от 05 до 60, с пятисекундными интервалами. В помощь им приданы опоясывающая циферблат секундная шкала и красная секундная стрелка с наконечником, напоминающим стрелу богини войны и мудрости Минервы. Характерные черты дизайна, заимствованные из мира автогонок, также угадываются в наполовину  скелетонированных ушках, напоминающих воздухозаборники на капоте, рифленой отделке заводной головки с черным DLC-покрытием, похожей на крышку бензобака винтажного болида, и в черных кожаных и каучуковых ремешках с перфорацией, которой в прежние времена украшали перчатки водителей. Задняя крышка из тонированного сапфирового стекла наверняка вызовет у знатоков темы ассоциации со стеклом, которым в суперкарах закрывают мощные 12-клапанные двигатели. Для максимального комфорта владельца на подкладочный материал каучуковой основы нанесен рельефный узор, благодаря которому воздух свободно проникает под ремень, и кожа не потеет. Если же вам по каким-либо причинам не нравится кожа или каучук – можете выбрать стальной браслет. И еще две важные особенности этой и остальных новых моделей TimeWalker: водонепроницаемость всех версий линейки выросла вдвое и составляет отныне 100 метров, и все они проходят тщательные мануфактурные испытания Montblanc Laboratory 500. Раньше базовые линейки ради уменьшения конечного ценника освобождались от этой дополнительной затратной процедуры.

Следующим в списке идет хронограф TimeWalker Chronograph Automatic. Набор дизайнерских кодов почти тот же самый: керамический однонаправленный рант, черно-бело-красная циферблатная колористика, рифленая головка и скелетонированные ушки. Вертикальная разметка циферблата со счетчиками на «6», «9» и «12» не требует дополнительного привыкания к считыванию информации, а 43-мм диаметр сатинированного корпуса вполне соответствует спортивно-маскулинному образу модели. Внутри установлен автоматический Калибр МВ 25.07, представляющий собой серийный механизм Sellita SW500 (клон ЕТА 7750), работающий с 4- герцовой частотой и обладающий 42-часовым запасом хода.

Такой же «движок», только со стрелкой указателя времени второго часового пояса, установлен в модели с черным DIC-напылением TimeWalker Chronograph UTC. Правда, в данном случае это исходный ЕТА 7754, что, в общем-то, не имеет особого значения. Его главная «суперсила» заключается в возможности показывать время – нет, не в двух, а сразу в трех часовых поясах. Вторая часовая зона устанавливается посредством центральной часовой стрелки с красным наконечником и поворотного ранта с 24-часовой разметкой, а третью можно настроить при помощи того же ранта, сдвинув его на нужное значение и используя положение соответствующей стрелки как точку отсчета. Как и трехстрелочник, оба хронографа обладают 100-метровой водонепроницаемостью и сертификатами о прохождении серии тестов Montblanc Laboratory 500.

Оставшиеся две модели не относятся к разряду серийных, но призваны поддержать престиж собратьев по линейке и усилить интерес к ней со стороны коллекционеров. Источником вдохновения при создании TimeWalker Chronograph Rally Timer Counter Limited Edition 100 послужил знаменитый секундомер «Rally Timer», построенный Minerva в 1950-х специально для замера времени на автомобильных гонках. Но, в отличие от своего карманного предшественника, новые часы представляют собой многоликий трансформер. Их можно носить на запястье при помощи кожаного ремешка из телячьей кожи, а можно в кармане, сняв ремень и сложив ушки на заднике корпуса. Там же, на заднике, находятся складные опоры, которые превращают часы в настольные, а если вставить «Ралли Таймер» в специальную металлическую пластину, обтянутую кожей, то они преобразятся в датчик автомобильной приборной доски. Современный дизайн многофункционального инструмента органично сочетается с винтажным оформлением. Судите сами: вместительный корпус диаметром 50 мм изготовлен из титана (grade 2) и сатинирован; его центральная часть украшена рифлением и покрыта черным слоем DLC, а задняя крышка выполнена в виде радиаторной решетки автомобиля. Сквозь нее отлично просматривается мануфактурный Калибр однокнопочного хронографа МВ16.29 с ручным заводом, внешний вид которого (большой винтовой баланс, V-образный мост, безупречный англаж и декорирование «Женевскими волнами» и перлажем) не позволяет усомниться в его благородном происхождении.

Дизайнерам удалось добиться почти идеального сходства модели с классическим секундомером. Встроенная в заводную головку кнопка пуска-останова-обнуления хронографа доминирует в положении «12», что добавляет часам динамичности и эргономичности. В ее непосредственном подчинении находится центральная секундная стрелка красного цвета, отсчитывающая временные интервалы по шкале, размеченной крупными арабскими цифрами. Под центральной осью обустроилась малая секунда, а над ней – 30-минутный накопитель хронографа – почти как у исходника, с той лишь разницей, что у Rally Timer на «6 часах» располагался 12-часовой счетчик. Специфические, но гипнотически притягивающие взгляды и руки часы подойдут, конечно, не каждому, но, поскольку их тираж ограничен всего сотней экземпляров, за их судьбу можно не беспокоиться…

А вот с последней позицией линейки, TimeWalker Chronograph 1000 Limited Edition 18 наши самые продвинутые читатели наверняка уже знакомы. Дело в том, что это усовершенствованная версия модели 2012 года TimeWriter II Chronographe Bi-Frequence 1000, построенной инженерами Montblanc совместно с испанским мастером Бартоломеу Гомила.  Механический хронограф, способный засекать время с точностью до тысячных долей секунды, стал достойным ответом на представленный годом ранее TAG Heuer Mikrotimer Flying 1000 с аналогичным функционалом, но принципиально иной конструкцией. TimeWalker Chronograph 1000 Limited Edition 18 сохранила всю циферблатную разметку своей предшественницы – за исключением разве что имени испанца, которое раньше было написано прямо под центральной осью. Теперь это стопроцентный продукт Montblanc, доработанный и оптимизированный для условно серийного производства.

Для экстерьера новинки была подобрана комбинация высокотехнологичных материалов; 46,4-мм корпус с частично скелетонированными ушками изготовлен из титана, рант – из керамики, а циферблат сделан многослойным и частично открывает для обзора революционный Калибр МВ М66.26 с ручным заводом. В нем имеются два балансовых колеса, одно из которых отвечает за отсчет времени и колеблется со скоростью 18000 полуколебаний в час (2,5 герца), а второе – за показания хронографа и колеблется с огромной частотой 360000 полуколебаний в час, или 50 герц. Но даже такая частота позволяет «препарировать» секунды лишь до сотых долей. Откуда же взялись тысячные? От дополнительного так называемого «тысячного» колеса, вращающегося с постоянной скоростью десять оборотов в секунду и делящего каждую сотую долю еще на десять частей. Помнится, Гомила сравнивал принцип работы этого колеса с обручем, разгоняемым палкой – довольно популярным в сельской местности детским развлечением. 50-герцовый баланс (палка) передает колесу (обручу) импульсы через равные промежутки времени, разгоняя его до условной 500-герцовой скорости.

Тысячные доли показываются в красном секторном вырезе на «12 часах», десятые и сотые – центральной красной стрелкой с белым наконечником (она совершает один полный оборот в секунду), а секунды и 15-минутные отрезки – коаксиальными стрелками в положении «6». Апертура на «3 часах» показывает оставшийся запас хода механизма хронографа, который при полном заводе составляет 45 минут. В случае необходимости его можно использовать и как дополнительный 45-минутный накопитель. Все достаточно понятно и просто.

Тираж сверхскоростного хронографа составит всего 18 экземпляров, но, скорее всего, за ним последуют новые серии в разных исполнениях.