Главная / Статьи / Репортаж / Мост в будущее. Памяти Вальтера Ланге

Мост в будущее. Памяти Вальтера Ланге

Текст: Юрий Райхлин

05 / 12 / 2017

Репортаж

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ… В ОРИГИНАЛЕ ЭТА КУЛЬТОВАЯ ФРАЗА ЗВУЧИТ ЗЛОВЕЩЕ, НО МЫ ЗДЕСЬ ПРИМЕНЯЕМ ЕЕ СОВСЕМ В ДРУГОМ СМЫСЛЕ – В ТОМ СМЫСЛЕ, С КАКИМ ЭТОТ МЕМ СООТНОСИТСЯ С УДИВИТЕЛЬНЫМ ПУТЕМ A.LANGE&SÖHNE, ЧАСОВОЙ МАНУФАКТУРЫ, НАХОДИВШЕЙСЯ НА ГРЕБНЕ УСПЕХА, ЗАТЕМ, КАЗАЛОСЬ, КАНУВШЕЙ В НЕБЫТИЕ, НО ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ ВОЗРОДИВШЕЙСЯ.

Вальтер Ланге, прямой потомок основателя A.Lange&Söhne, старейшина мирового хроностроения, человек, подаривший миру один из лучших часовых брендов, когда-либо существовавших на планете.

З

а такое «иногда они возвращаются» можно только благодарить госпожу Судьбу.
И не только ее. Об истории марки A.Lange&Söhne написаны тысячи и тысячи страниц; не однажды рассказывали о ней и мы. Повторяться не стоит. А воздать должное памяти человека, которому следует быть благодарными не меньше, чем судьбе, – сделать это мы обязаны.

17 января 2017 года скончался Вальтер Ланге, прямой потомок основателя A.Lange&Söhne, старейшина мирового хроностроения, человек, подаривший миру один из лучших часовых брендов, когда-либо существовавших на планете.
Свой путь в большом бизнесе Вальтер начал в том возрасте, когда большинство уходят на пенсию: в 1990 году ему было 66, однако он не испугался ввязаться в амбициозный проект по возрождению мануфактуры, созданной его предками, разрушенной Второй мировой войной и добитой войной «холодной». Воссоединение Германии сыграло ему на руку, и Вальтер, заручившись поддержкой серьезных деловых кругов, бросил вызов швейцарским часовым авторитетам. Вряд ли он сам верил тогда в то, что через какие-то 10 лет имя A.Lange&Söhne станет символом абсолютного стиля и качества, но судьбе было угодно распорядиться именно таким образом.
Будучи часовщиком старой закалки и приверженцем ремесленного подхода к делу, он вложил в свое предприятие душу, и в этом, наверное, кроется главный секрет успеха саксонской марки. То, что начиналось четверть века назад с крошечной команды энтузиастов и четырех моделей, сегодня выросло в современное предприятие, на котором почти восемьсот человек в поте лица трудятся над пятью обширными коллекциями с полным перечнем усложнений. Представленный более чем в 60 странах мира, бренд A.Lange&Söhne удостоился более чем 250 международных наград и навсегда застолбил за собой место на вершине часового Олимпа. При, заметим, весьма скромных тиражах, которые зачастую на порядок меньше тиражей основных конкурентов.
В 1998 году Вальтер Ланге был удостоен ордена за Заслуги земли Саксония, а в 2015 году – ордена за Заслуги Федеративной Республики Германия. Он до последнего дня участвовал в делах своей компании, выполняя роль посланника бренда и консультанта по стратегическим вопросам. Однажды он сказал о себе: «Я – мост между прошлым и настоящим A.Lange&Söhne». На самом деле он был еще и мостом в будущее, которое немыслимо без базовых ценностей и понимания исторических корней предприятия.

Предельная точность и максимальная надежность механизмов, абсолютная читаемость показаний в сколь угодно сложных комплектациях, дружественное удобство в пользовании, благородство облика – вот «родовые» черты A. Lange & Söhne.

Развивая базовые ценности
А жизнь продолжается, она не стоит на месте. И саксонская часовая компания – тоже. В течение последних десятилетий основой стиля A.Lange&Söhne была прежде всего исключительная строгость. Что, в общем, можно считать закономерным: ведь часы – дело серьезное. Предельная точность и максимальная надежность механизмов, абсолютная читаемость показаний в сколь угодно сложных комплектациях, обязательное удобство в пользовании, благородство облика – казалось бы, что еще нужно? И в реализации этих принципов мануфактура была (и остается) безупречной. Или, лучше сказать, эталонной.
Однако – повторим – жизнь не стоит на месте. Многие конкуренты выпускают продукцию яркую, праздничного характера, а то и экстравагантную. Гнаться за ними, конечно, не стоит – не по чину это такой почтенной марке. Но и отвечать на вызовы времени все же приходится; искать и находить новые ответы интересно еще и в творческом отношении. Ведь нужно оставаться верными своим базовым принципам – о малейшей измене им не может быть и речи! – и вместе с тем не оставаться в неподвижности…
Иллюстрировать то, как мануфактура A.Lange&Söhne решает новые задачи, и рассказывать о наиболее примечательных ее творениях за последние два года мы начнем с модели Datograph Perpetual Tourbillon, представленной на женевском салоне в январе 2016 года.
Из одного лишь названия понятно, какого уровня сложности часы перед нами. Фирменный неологизм Datograph означает совмещение хронографа с указателем даты. Хронограф здесь – flyback, с колонным колесом, а индикация даты характерна для марки – она большая и панорамная. Вообще говоря, указатель даты относится, скорее, ко второму слову названия модели – Perpetual, означающему наличие вечного календаря, дополненного индикацией фазы Луны. Причем индикацией высочайшей точности: суточное отклонение от реального лунного календаря накапливается за 122,6 года. Наконец, Tourbillon – ну, с этим все понятно… Любоваться его работой можно через прозрачное стекло задней крышки. Здесь следует заметить, что обычно турбийон делают видимым со стороны циферблата, но в данном случае комплектация часов настолько насыщенна, что их создатели справедливо решили не выносить на циферблат лишнего. И добились потрясающей упорядоченности и четкости индикации всех без исключения функций!

Прежде необычный для A. Lange & Söhne черный цвет циферблата удачно контрастирует с платиной корпуса. Столь же уместно в этой композиции исполнение стрелок и меток из покрытого родием золота.

Что, впрочем, привычно для A.Lange&Söhne. А вот что не совсем привычно – это сам циферблат, точнее – его черный цвет. Выполнен циферблат из цельного серебра, а цвет чрезвычайно удачно контрастирует с платиной 41,5-миллиметрового корпуса. Абсолютно уместны также стрелки и метки из покрытого родием золота.

Сочетание фузейно-цепной передачи, впервые примененной в часовом деле мануфактурой A. Lange & Söhne, с турбийоном, сплит-хронографом и вечным календарем – высший пилотаж сложности!

Сохраняя верность традициям
Годом позже, в январе 2017-го, компания показывала на женевском SIHH ряд новинок, и среди них – великолепный Tourbograph Perpetual «Pour le Mérite». Именно в эти дни пришла печальная весть об уходе Вальтера Ланге… Думается, что этот, пятый по счету шедевр «Pour le Mérite» стал тогда самым лучшим посвящением великому человеку: ведь в нем, наряду с эксклюзивной сложностью, воплотились все черты традиционного стиля A.Lange&Söhne, вдохновленного и выпестованного Вальтером в течение четверти века. Да и само название коллекции – Pour le Mérite (За заслуги) – тоже символично: это название старинного прусского ордена, присуждавшегося за выдающиеся научные достижения.
В Tourbograph Perpetual «Pour le Mérite» реализована комбинация фузейно-цепной передачи с турбийоном, сплит-хронографом и вечным календарем. Сочетание этих усложнений делает модель уникальной. Ее создание потребовало исключительной изобретательности и фундаментальной компетентности от инженеров мануфактуры, высшего уровня квалификации от мастеров. Здесь необходимо добавить, что фузейно-цепная передача была впервые применена в часовом деле именно саксонской компанией; она является тем техническим признаком, который обязателен для моделей коллекции «Pour le Mérite». Эта конструкция передает механизму постоянное усилие от ходовой пружины независимо от натяжения последней, обеспечивая, вместе с турбийоном, практически идеальные точность и стабильность хода. А встроенная в фузею планетарная ступень гарантирует, что это усилие не изменится даже в процессе завода часов.
Классические саксонские традиции проявляются во многих особенностях и деталях механизма, и столь же очевидны они в дизайне модели. 43-миллиметровый корпус из платины, арабские цифры часовых меток, минутная шкала в стиле «железная дорога», вороненые стальные стрелки индикации времени и покрытые родием стрелки календарных указателей, компоновка субциферблатов – все это является данью уважения историческим карманным часам A. Lange & Söhne.

Устройство боя часов Zeitwerk Decimal Strike производит удар по гонгу каждые 10 минут. Корпус изготовлен из золота медового оттенка, использующегося исключительно в часовой коллекции Lange.

Там же, на SIHH-2017, были представлены другие новые модели A.Lange&Söhne. Значительным успехом пользовались часы Zeitwerk Decimal Strike. В коллекции Zeitwerk реализована механическая система цифровой индикации часов и минут с мгновенным переключением, а Zeitwerk Decimal Strike – третья в коллекции модель с дополнительной акустической индикацией. Причем устройство боя производит удар по гонгу каждые 10 минут, а эксклюзивный характер этих часов, выпущенных серией в 100 экземпляров, подчеркивается тем, что корпус изготовлен из золота медового оттенка, использующегося исключительно в часовой коллекции Lange.
Большой интерес представляют и две версии 1815 Annual Calendar, в белом и розовом золоте. Годовой календарь со стрелочными указателями даты, дня недели и месяца дополнен высокоточным (как всегда у A.Lange&Söhne) индикатором фаз Луны. Часы оснащены Калибром L051.3, заводимым вручную, и в этом есть потаенный смысл. Дело в том, что еще в 1866 году Фердинанд Адольф Ланге получил патент на разработанную им конструкцию с заводной головкой – вместо общепринятого в то время ключевого завода. Поэтому новые 1815 Annual Calendar можно считать данью памяти основателю компании (тем более, что цифры 1815 в названии коллекции обозначают год его рождения). Присутствует и инновация, которую можно назвать уникальной: если часы не использовались длительное время, календарь можно настроить, причем элементарно просто – нажимая на кнопку в положении «2 часа». При этом все календарные указатели синхронно переключаются вперед. Кроме того, предусмотрена возможность отдельной настройки дня недели, месяца и фазы Луны, для этого предназначены три корректора. 1815 Annual Calendar – первый из календарей саксонской мануфактуры с возможностью установки даты при помощи специального корректора.
Можно, однако, заметить, что при всем привычном (если оно может быть привычным) техническом и эстетическом совершенстве часов A.Lange&Söhne эти модели в целом носят традиционный характер. В частности, их циферблаты – белые или серебристые. Что же, «датограф», о котором мы рассказали в начале данного выпуска, остался, с его черным циферблатом, лишь исключением?

На черном циферблате нового хронографа имеется пульсометрическая шкала: создатели модели модели не без оснований решили, что во многих случаях она не менее важна, чем тахиметрическая.

Нет. Летом 2017 года свет увидел новый 1815 Chronograph – с черным циферблатом, в белом золоте. Это первый хронограф марки с таким цветовым решением. К тому же на циферблате имеется пульсометрическая шкала: создатели модели не без оснований посчитали, что во многих случаях контроль частоты сердечных сокращений не менее важен, чем оценка скорости езды на автомобиле или мотоцикле… Было также решено, что на черном фоне имеет смысл применить не вороненые стрелки, а золотые с родиевым покрытием.
Механизм же нового хронографа – тот же, что и у предыдущих модификаций, это высокоточный и надежный Калибр L951.5 с ручным заводом и 60-часовым запасом хода. 1815 Chronograph можно считать младшим братом «датографа»; от последнего его еще отличают несколько меньшие габариты, отсутствие указателей даты и запаса хода, а также такая деталь, как исполнение арабских цифр – они не накладные, а напечатанные. При всем при том 1815 Chronograph является, несомненно, одним из лучших хронографов, существующих в настоящее время.
А теперь настало время синего цвета. И время рассказать о новом шаге, новом прорыве A.Lange&Söhne.

В часах 1815 Rattrapante Perpetual Calendar Handwerkskunst совмещены сплит-хронограф и вечный календарь, а на циферблате из белого золота нашло применение искусство как граверов, так и эмальеров.

Лунное великолепие
С 15 по 17 сентября 2017 года во Флоренции, городе с богатейшими культурными традициями, прошла презентация нескольких моделей часов мануфактуры A.Lange & Söhne. Гвоздем программы стала шестая по счету референция из коллекции Handwerkskunst (в переводе с немецкого – художественное изделие ручной работы). В часах 1815 Rattrapante Perpetual Calendar, строго лимитированных выпуском – всего 20 экземпляров, реализованы два редких совмещения: 1) механизм обеспечивает работу сплит-хронографа и вечного календаря; 2) циферблат и откидывающаяся задняя крышка отделаны как гравировкой, так и синей эмалью. На циферблате из белого золота выгравированы 319 звезд, на задней крышке – высокохудожественное изображение античной богини Луны на фоне звездного неба из синей эмали.
Отделка механизма не менее великолепна: звездный мотив нашел отражение в гравировке рычагов, мостов и колес. Разумеется, все это – под стать техническому совершенству Калибра L101.1.

Почему Флоренция? Почему именно в этом городе состоялась премьера новинок от A.Lange&Söhne и что примечательного в том, что она состоялась именно там?
Прежде всего: город Гласхютте, в котором расположена мануфактура (как и немало других часовых фирм), находится в федеральной земле Саксония, столица которой – Дрезден. А у него и Флоренции настолько много общего, что Дрезден уже более двух столетий называют Флоренцией-на-Эльбе. Компания, основанная Фердинандом Адольфом Ланге в 1845 году, является постоянным спонсором Staatliche Kunstsammlungen Dresden, прославленного комплекса, в который входят 14 музеев с уникальными коллекциями – в частности, с богатыми коллекциями работ итальянских мастеров. Среди них, например, Бернардо Беллотто, более известный как Каналетто.

Что ж, Флоренция тоже знаменита своими музеями и галереями.
Другая параллель между столицами Саксонии и Тосканы – их архитектура и в целом организация городского пространства в долине реки (Эльбы и Арно соответственно). Расцвет Флоренции пришелся на эпоху Ренессанса, «золотой век» Дрездена – период позднего барокко, и стиль многих барочных зданий в Дрездене явно вдохновлен флорентийскими образцами. Одно из лучших таких дрезденских зданий – Frauenkirche, лютеранская церковь Богородицы, построенная по проекту Георга Бера в первой половине XVIII века, разрушенная англо-американской авиацией в 1945 году и восстановленная (построенная заново) в 1996 – 2005 годах. Громадный купол 95-метровой Frauenkirche очень походит на купол Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедрального собора Флоренции.
Очевидно и сходство между дрезденским дворцом Цвингера и некоторыми палаццо Тосканы. Что неудивительно, ведь один из создателей саксонского шедевра архитектуры, скульптор Бальтазар Пермозер, учился именно во Флоренции.
Музыка в камне – так образно называют архитектуру обоих городов.

Возвращаясь из этого маленького историко-архитектурного экскурса непосредственно к теме часов A.Lange&Söhne, нужно еще раз обратить внимание на цвет циферблатов, органично соответствующий глубокой сини тосканского неба. Между прочим, мировым искусствоведением признано, что наилучшим, практически идеальным образом эта синева отражена в картинах Леонардо да Винчи – а он родился близ Флоренции, учился в этом городе, много лет жил и работал в нем. Для того чтобы получить такие небесные тона, Леонардо использовал ляпис-лазурь – краску, добываемую из одноименного камня; один килограмм камня – 20 граммов краски, такова пропорция… Конечно, дорого; конечно, трудоемко; но результат – безупречен!

Однако гений Возрождения оперировал маслом по холсту, а циферблаты часов A.Lange&Söhne – эмаль по золоту. Качество цвета в равной мере идеально, но достигнуто оно, разумеется, иным путем. Разумеется, более технологичным, но, пожалуй, не менее трудоемким.
Как делают синюю эмаль? Берут кварцевый песок, добавляют к нему некоторые вещества – соду, карбонат калия, борную кислоту и т.п. Это сырье помещают в глиняный котел, изготовленный вручную и просушенный в течение семи месяцев при температуре 30ОС, а затем в течение восьми дней прогретый в печи при 1400ОС. Сырье превращается в бесцветную кристаллическую массу. После этого добавляют красители. Для получения синего цвета – кобальт. Еще несколько часов нагрева – и жидкость выливают либо в чугунную форму (тогда эмаль будет «глухой», т.е. непрозрачной), либо на гладкую чугунную поверхность (в этом случае эмаль обретет прозрачность, как на циферблатах новинок от A.Lange&Söhne).
Остыло – и вот готова стеклоподобная плитка, которую тоже можно назвать сырьем, но это сырье следующего уровня, именно оно поступает в мастерскую эмальера. Там ее измельчают «в пыль» агатовым пестиком в агатовой же ступке – агат тверже эмали и не даст примесей. Полученный порошок промывают дистиллированной водой и азотной кислотой, растворяющей частички металла и органики, сушат, опять промывают, и так до тех пор, пока не добьются абсолютной чистоты. После чего «замачивают» в дистиллированной воде, а затем высушивают.
Можно приступать к завершающему этапу – нанесению эмали на циферблат (тончайшей кистью или иглой) и «выпечке» при температуре примерно 840ОС (недаром эта техника называется grand feu – горячая эмаль), причем выпечке многократной, с охлаждением и высушиванием после каждого цикла. Процесс многодневный и чрезвычайно тонкий, к тому же при контакте с теми или иными металлами эмаль может менять цвет… Опытный эмальер учитывает буквально все! А эмальеры мануфактуры A.Lange&Söhne – мастера, обладающие огромным опытом и высочайшей квалификацией. Потому и результат – такой, как на прекрасных циферблатах прекрасных часов 1815 Rattrapante Perpetual Calendar Handwerkskunst.

И не только их. Саксонская мануфактура представила во Флоренции также новые версии четырех моделей: Lange 1, Lange 1 Daymatic, Saxonia и Saxonia Automatic теперь предлагаются в классическом элегантном исполнении с темно-синими циферблатами из цельного серебра и изысканными корпусами из белого золота. Дизайнеры из Гласхютте, как всегда с большим вкусом и мастерством, искусно обыгрывают темы симметрии и асимметрии. Циферблаты обеих моделей Saxonia (с ручным заводом и с автоподзаводом), с индикацией часов, минут и секунд, скомпонованы идеально симметрично. Что касается моделей Lange 1 (также с ручным заводом и автоматической), со смещенным счетчиком часов и минут, малой секундной стрелкой, панорамной датой и указателем дня недели (для Lange 1) или индикатором запаса хода (для Lange 1 Daymatic), то асимметрия их циферблатов кажется идеально сбалансированной.
Выполненные из покрытого родием золота полированные стрелки и накладные метки часовой шкалы еще сильнее привлекают внимание к впечатляющему контрасту белого золота и глубокой синевы циферблата. Вручную прошитые темно-синие ремешки из кожи аллигатора и изготовленные из цельного белого золота классические застежки – завершающий штрих этого стильного дизайна.
В моделях Lange 1 стоит также обратить особое внимание на указатель даты: он переключается на день вперед ровно в полночь, что устраняет любые возможные сомнения в его прочтении. Эту особенность обеспечивают механизмы, приводящие в действие модели второго поколения этой коллекции – L121.1 с ручным заводом и L021.1 с автоподзаводом.
Необходимо отметить, что Lange 1 Daymatic – первые в коллекции часы с автоматическим механизмом. Все указатели на их циферблате расположены зеркально по отношению к привычным циферблатам моделей Lange 1 с ручным заводом, а индикатор запаса хода заменен стрелочным указателем дня недели.
К главным особенностям коллекции Saxonia относится благородный минимализм циферблатов. Это в полной мере свойственно и новым моделям с темно-синими циферблатами. Этот колер в сочетании с белым золотом и немного уменьшенный корпус еще больше подчеркивают присущую часам Saxonia элегантность.

В мире очень много мостов – через ручейки, речушки, большие реки, заливы, проливы. Некоторые очень важные мосты сооружаются прямо сейчас. Они будут построены и станут служить людям долгие века. Но есть мост, строительство которого не заканчивается никогда – это мост в будущее. Свой вклад в его создание внес и Вальтер Ланге, а продолжает участвовать в этом созидании его компания A.Lange&Söhne.
А материал, который вы только что прочитали, можно считать нашим скромным вкладом в создание нерукотворного памятника Вальтеру Ланге.