Главная / Статьи / Репортаж / Музей Patek Philippe: Прошлое и настоящее – для будущего

Музей Patek Philippe: Прошлое и настоящее – для будущего

Текст: Юрий Райхлин

22 / 03 / 2017

Репортаж

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ИДЕТ ПО ДОРОГЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ. И ДЕНЬ ЗА ДНЕМ НА ЭТОМ ПУТИ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА ИЗОБРЕТАЕТСЯ. НАШЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ МУЗЕИ: ИМЕННО ОНИ ПОМОГАЮТ СОХРАНИТЬ ИННОВАЦИИ ПРОШЛОГО, КОТОРЫЕ, СОВЕРШЕННО НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ПРИГОДЯТСЯ В БУДУЩЕМ. ЕСЛИ НЕ В УТИЛИТАРНОМ СМЫСЛЕ, ТО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В ЭСТЕТИЧЕСКОМ.

Почетный президент компании Филипп Стерн и действующий президент Тьерри Стерн.
На стене – портреты Антония Норберта Патека и Адриана Филиппа

В

2001 году усилия Филиппа Стерна привели к открытию «Храма часового искусства» – Музея Patek Philippe.  Музей расположен в полностью отреставрированном здании в стиле ар-деко в женевском районе Пленпале. В музее представлено более пяти веков истории часового производства. Экспозиция состоит из двух основных тематических коллекций: берущей свое начало в XVI веке уникальной старинной коллекции, в которую вошли самые древние часы, и коллекции часов Patek Philippe, выпущенных в период с 1839 года до наших дней. Во втором собрании исчерпывающе представлены накопленные за 175 лет традиции мануфактурного производства наиболее совершенных часов. Музей Patek Philippe позволяет в полной мереоценить богатейшее наследие часовых гениев.

Здание музея – четырехэтажное, и коллекции старинных часов (La Collection Ancienne) отведен как раз первый этаж. Здесь более 1000 экспонатов! Один из самых «возрастных» – Runde Halsuhr, что в переводе означает «круглые нашейные часы». Вещь массивная, механизм выполнен целиком из железа. Вполне вероятно, что носили эти часы действительно на шее на достаточно серьезной цепи. Оставшийся неизвестным немецкий автор (часы не имеют подписи) изготовил их с так называемым foliot – ныне вышедшем из употребления внешним балансовым колесом, расположенным горизонтально. Часы датированы 1540 годом.

Почти на столетие моложе часы, исполненные в форме высшего знака ордена Святого Духа – мальтийского креста с богатым декором; в центре откидной крышки мы видим символ Святого Духа – голубку с распростертыми крыльями. На механизме имеется подпись мастера – Abraham Cusin и дата – 1635 год.

Великолепный образец старинного часовоо искусства, мастерства механиков и эмальнров той эпохи – часы Theagenes & Charicleia, датируемык 1665 годом. Их механизм подписан парижским мастером Дени Шампьоном (Denis Champion), а искуснейший декор корпуса типа bassine и откидной крышки выполнен Робером Вокером (Robert Vauquer) из Блуа. На внутренней стороне крышки воспроизведена сцена из романа позднеантичного (III – IV века н.э.) греческого писателя Гелиодора «Эфиопика» – о любви юноши Феагена из Фессалии и красавицы Хариклеи из Дельф. Эта любовь претерпевает множество испытаний, но все заканчивается счастливым браком. А на часах изображен момент зарождения страсти: сердце Феагена пронзено стрелой, рядом его возлюбленная, в отдалении – меткий стрелок Эрот (он же Амур). Последний дан и крупным планом – на циферблате, по периферии которого идут крупные римские цифры. Боковая поверхность корпуса также щедро украшена лаковой росписью на темы романа.

 

Часы в форме мальтийского креста (1635 год). На крышке изображение голубк и с распростертыми крыльями, символа ордена Святого Духа.
Круглые нашейные часы 1540 года.

Часы Theagenes & Charicleia (1665 год). Крышк а, циферблат и корпус расписаны эмалью на сюжет «Эфиопики» древнегреческого писателя Гелиодора – романа о любви юноши Феагена и деву шки Хариклеи.

Очень интересен раздел экспозиции, посвященный женевским автоматонам и музыкальным часам 1770 – 1850 гг. Это был период подлинного расцвета таких часов, и создавались они в самых разнообразных исполнениях – от сравнительно простых, на которых фигурка выведенного на циферблат персонажа указывала текущее время рукой, до почти немыслимо сложных, где разыгрывались целые спектакли и концерты. Разумеется, такие вещи изготавливались в единственных экземплярах, на заказ, причем зачастую для заказчиков с Востока – Турции или Китая. Для некоего китайского вельможи была сделана весьма экзотическая вещь: часы в форме двуствольного пистолета, украшенные к тому же поющей птичкой. Они снабжены механизмом работы мастера из известного семейства Роша (Rochat), а собраны в мастерской Piguet & Meylan в 1815 году.

На первом этаже музея Patek Philippe немало разделов, и, пожалуй, переходным ко второму этажу можно считать часть экспозиции, посвященную творчеству Авраама-Луи Бреге. Отметим здесь одну из блистательных работ великого мастера, «карманник» Répétition Perpétuelle à Secondes. Это настоящий хронометр, причем с автоматическим механизмом; синхронный подзавод двух барабанов обеспечивается ротором с маховой массой из платины. Кроме часовой и минутной стрелок (естественно, с «яблоками») часы укомплектованы малой секундной стрелкой и апертурой даты (то и другое в положении «6»), указателем запаса хода (положение «10.30»), индикатором фаз Луны (положение «1.30») и, наконец, четвертьчасовым репетиром. Возможно, именно об этом шедевре сказано: «пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед…»

Прощаемся с первым, переходим на второй этаж женевского музея. Как мы уже знаем, здесь расположена экспозиция часов Patek Philippe как таковых, с 1839 года по настоящее время (La Collection Patek Philippe).

Вспомним историю: часовая фирма была основана в Женеве двумя поляками-эмигрантами Антонием Норбертом Патеком и Франтишеком Чапеком. Это было драматическое время для Польши, в которой национально-освободительное восстание утонуло в крови. Пушкин написал тогда знаменитое стихотворение «Клеветникам России», Шопен, с диаметрально противоположных позиций, – не менее знаменитый цикл из 12 этюдов, включая «Революционный». А Патек и Чапек осели в Женеве и приступили к созданию часов. Впоследствии Чапек вышел из дела, затем к Патеку присоединился француз Адриан Филипп, и окончательно оформилась знаменитая – не постесняемся использовать этот эпитет в третий раз – компания Patek Philippe. А о польских корнях живо напоминает один из экспонатов музея – карманные часы Kosciuszko et Poniatowski, украшенные миниатюрными портретами двух национальных героев Польши – Тадеуша Костюшко и Юзефа Понятовского.

Часы-автоматон в форме двуствольного пистолета, украшенные поющей птичкой. Изготовлены в 1815 году в Женеве для китайского заказчика.

Парные часы «Роза», изготовленные для экспорта в Китай. Эмаль по золоту, автор миниатюры неизвестен. Механизм работы Piguet & Mey lan, Женева, 1820 год.

Четвертьчасовые репетиры «Моисей» и «Венера с к рыльями любви». Женева, 1815 – 1820гг.

Часы Patek Ph ilippe с миниатюрными портретами национальных героев Польши – Тадеу ша Костюшко и Юзефа Понятовского.

Карманный хронометр категории Grand Complication работы Авраама-Луи Бреге.

Фирма Patek Philippe быстро завоевывала международное признание. Одним из свидетельств ее высокой репутации стали часы-брошь Queen Victoria, созданные в 1851 году и тогда же преподнесенные британской королеве Виктории во время выставки в Лондоне. Часы примечательны тем, что для их завода служит не ключ, как было принято в те времена, а заводная головка. Изобретенная Филиппом система завода защищена патентом, но часы, бесспорно, хороши и помимо этой инновации.

Конец XIX и начало ХХ веков – эпоха стилей ар-нуво и ар-деко. Оба направления противостояли прагматизму тогдашнего авангарда, хотя и по-разному. Эти мощные веяния не прошли мимо Женевы, и компания Patek Philippe откликнулась на них. Одним из образцов, сочетающим в себе оба стиля, являются созданные в 1927 году карманные часы Wild Berries («Лесные ягоды»). Виртуозная работа по эмали, включая инкрустацию красными кораллами!

Интересна страница истории, связанная с деятельностью Patek Philippe в Южной Америке в начале ХХ века. Дистрибьютором компании в Бразилии была фирма Gondolo & Labouriau из Рио-де-Жанейро, продвигавшая швейцарскую продукцию с большой изобретательностью. Женевская мануфактура ценила эту деятельность настолько, что создавала для Рио специальные модели часов. Одна из них – карманные Double 24-hour Gondolo (1909 год), на циферблате которых красуются две 24-часовые шкалы.

Специальные разделы экспозиции второго этажа посвящены сложным наручны часам Patek Philippe, коллекции Calatrava, техникам работы по эмали – клуазоне и шанлеве
Калатрава: это звучное имя принадлежало рыцарскому католическому ордену, основанному в Испании в XII столетии. Крест этого ордена стал в итоге символом Patek Philippe. Есть сведения, что владельцы компании даже рассматривали возможность сменить ее название на Calatrava, но по каким-то причинам не решились на это… Тем не менее коллекция с этим именем стала флагманской для мануфактуры, а гравированное изображение рыцарского креста превратилось в символ часовой роскоши. В музее представлено несколько исторических образцов часов Calatrava. Один из них – 1938 года, со стрелочным указателем даты и индикатором фаз Луны в положении «12 часов».

Работы по эмали всегда входили в сферу интересов женевской компании, тем более, что в 1940 – 1960 гг. Женева подарила миру целую плеяду выдающихся миниатюристов-эмальеров, таких как Марсель Фейла, Элен-Мэй Мерсье, Карло Полуцци. С величайшим мастерством выполнены наручные часы Patek Philippe World Map 1956 года, на циферблат которых в технике перегородчатой эмали нанесена карта мира. И это не только часы, но еще и компас…

 

 Часы-брошь Queen Victoria, изготовленные для британской королевы Виктории (1851 год).

Часы Patek Ph ilippe «Лесные ягоды» (1927 год),
декорированные в стиле ар-нуво (эмаль, кораллы).

Часы Double 24-hour Gondolo с дву мя 24-часовыми шкалами (1909 год).

Карманные часы «Нептун» (1945 год) с индикацией мирового времени и обозначениями 42 городов, регионов и стран. Полихромная эмаль cloisonné.

Компания Patek Philippe стала первопроходцем по части создания довольно распространенных ныне часов с функцией времени дополнительных часовых поясов и – шире – мирового времени. Это направление часового искусства неразрывно связано с именем выдающегося женевского мастера Луи Котье (Louis Cottier), тесно сотрудничавшего с Patek Philippe. В 1940 году свет увидела референция 1415HU – первая в мире серийно выпускавшаяся модель с вращающимся рантом для установки требуемого часового пояса. Названия городов, соответствующих часовым поясам, выгравированы на ранте (в различных версиях модели их от 28 до 41). Для установки нужно повернуть рант так, чтобы «базовый» город переместился в положение «12». Время во всех остальных поясах показывает вращающийся диск с 24-часовой индикацией.

Одним из ценнейших экспонатов коллекции музея следует считать хронометр Patek Philippe Ref. 2523 1953 года из розового золота. Эту модель легко узнать по двум заводным головкам, синему эмалевому циферблату с нанесенной на нем картой Европы и 24-часовой индикации времени. Она существует всего в трех экземплярах, один из которых и представлен в женевском музее. Согласно оценкам ведущих мировых аукционов (например, такого авторитетного, как Christie’s), цена экземпляра часов Philippe Ref. 2523 составляет не менее 2,5 миллионов долларов.

Одно из направлений, исторически усиленно разрабатывавшихся Patek Philippe, – календари, годовые и вечные. Особо сложной задачей было (и остается) совмещение вечного календаря с другими сложными функциями. Вполне успешна в этом отношении представленная в коллекции референция 2571: здесь совмещены сплит-хронограф и вечный календарь с эффектной индикацией фаз Луны. Кнопкам хронографа придана характерная прямоугольная форма. На периферии белого циферблата также размещена тахиметрическая шкала. Эта модель, разумеется, в золотом корпусе, относится к 1955 году.

 

Наручные хронографы, вечные календари, часы с индик ацией дополнительных часовых поясов и мирового времени от Patek Philippe. Середина ХХ века.

 Наручные часы Patek Philippe Calatrava (1938 год).
Patek Philippe World Map (1956 год).

Еще одно усложнение, традиционно интересующее компанию, – хронографы. Самые ранние хронографы Patek Philippe в карманном исполнении относятся к середине ХIХ века. В 1902 году мануфактура защитила патентом изобретение очень интересного карманного сплит-хронографа, получившего название «двойной хронограф». Первые наручные хронографы Patek Philippe появились в 1920-х гг. А в 1950 году был выпущен очень крупный (диаметр корпуса 46 мм) сплит-хронограф для пилотов. Ныне это абсолютный раритет. Экземпляр, представленный в женевском музее, был выкуплен самой компанией у прежнего владельца почти за 800 тысяч швейцарских франков.

Закончим прогулку по музею часами карманными, но вполне современными – уникальная модель Caliber 89 создавалась в качестве самых сложных часов в мире. Мануфактура представила это чудо в 1989 г. в честь своего 150-летнего юбилея. Для воплощения первоначального замысла потребовалось 9 лет! В четырехуровневом механизме реализованы 33 усложнения, среди которых вечный календарь, время восхода и захода Солнца, звездное время, репетир с Вестминстерским боем, большой и малый бой, будильник, термометр, двухминутный турбийон. 1728 деталей, сделанных вручную! 126 камней! А экземпляров всего четыре – в белом, желтом и розовом золоте и в платине, и один из них – в музее Patek Philippe.

На двух верхних этажах находятся библиотека и исторический архив Patek Philippe. Сюда – как-нибудь в другой раз…
А вообще-то, лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать. Поэтому даем адрес:
Музей Patek Philippe: Rue des Vieux-Grenadiers, 7,
Genève, Suisse.

Исторические часы с удлиненной минутной стрелкой
(мастер Джонс, Лондон, 1675 – 1680 гг.).

Melon: часы- кулон, автоматон, музыкальный автомат.
Механизм работы Piguet & Capt, Женева, 1810 год.

Caliber 89: рек ордно сложные часы от Patek Philippe,
созданные в 1989 году к 150-летнему юбилею компании.