Главная / Статьи / Репортаж / Рафаэли часового искусства (GPHG окончание)

Рафаэли часового искусства (GPHG окончание)

Текст: Юрий Райхлин

17 / 11 / 2017

Репортаж

Анита Порше и Сюзанна Рор

Среди наград, которые присуждает авторитетное международное жюри Grand Prix d’Horlogerie de Genève (GPHG), одна – особая, это специальный приз за выдающиеся достижения и заслуги в развитии часового искусства. 8 ноября 2017 года Special Prize был вручен Сюзанне Рор (Suzanne Rohr) и Аните Порше (Anita Porchet), художницам по эмали, которых называют хорологическими Рафаэлями.
Сюзанне Рор 87 лет. Она родилась в семье музыкантов и художников, а дед Сюзанны был пастором. С самого раннего возраста девочка мечтала стать художницей и прилежно училась этому. Поначалу, несмотря на образование (в колледже декоративных искусств она была единственной студенткой по эмальерному делу) и талант, дела Сюзанны шли неважно. Ей удалось продать несколько своих работ компаниям Vacheron Constantin, Ulysse Nardin, Piaget, Rolex… но это были всего лишь эпизоды, поскольку эмаль считалась в те времена немодной. Денег не хватало даже на аренду жилья, и художнице пришлось устроиться иллюстратором в издательство, а также рисовать винные этикетки.
Все изменилось, когда Сюзанне посчастливилось встретиться с выдающимся женевским эмальером Карло Полуцци, оценившим ее талант и приведшим художницу в Patek Philippe, к самому Анри Стерну. Первым заказом Великого Дома стала миниатюра по картине Ренуара «Девушки за фортепиано» (1967), и с тех пор Рор много десятилетий сотрудничала с Patek Philippe на эксклюзивной основе. Целая секция женевского музея марки отведена шедеврам Сюзанны Рор.
По словам Сюзанны, ее интерпретации картин прославленных мастеров никак нельзя назвать копиями. У этих эмалевых миниатюр собственный характер, в них вложена душа художницы. И, конечно, сама техника, существенно отличающаяся от работы маслом по холсту (или акварели, пастели и т.д.), создает исключительное своеобразие, особую глубину цвета и фактуры.
Еще не так давно Сюзанну Рор называли последним представителем классической женевской школы эмальеров. Но, к счастью, эпитет «последний» оказался преждевременным: Анита Порше, ученица Сюзанны, достойна своего учителя.

Работы Сюзанны Рор, карманные часы:
PP, охотничьи часы, 1984. Ренуар, Две сестры
PP, карманные часы, 1963. Коро, Сервара
PP, карманные часы, 1988. Альфред Ролофф, Пожар в степи

Анита родом из Ла-Шо-де-Фон, одного из центров швейцарской (и, следовательно, мировой часовой индустрии). Эмальерскими навыками она начала овладевать еще в детстве, перенимая их у родителей. Затем последовала учеба в колледже прикладных искусств в том же Ла-Шо-де-Фон, а за ним – успешная карьера и, что очень важно, сотрудничество с Сюзанной Рор и обучение у нее. Как и ее наставница, Анита Порше владеет всеми эмалевыми техниками на всех этапах, от приготовления порошка до полирования изделия. Включая, естественно, и обжиг. И так же, как Сюзанна, Анита вкладывает в свои произведения собственную личность.
А вот и отличие: Анита Порше – свободный художник. Она никогда не работала для какого-либо бренда эксклюзивно: среди ее заказчиков Hermès, Piaget, Jacquet Droz, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, Chanel… Ну, и Patek Philippe тоже.
Искусство эмалевой миниатюры сродни магии: порошки, ступки, пестики, печи… Из рук настоящего мага выходит настоящее чудо. Сюзанна Рор и Анита Порше – настоящие. Они «колдуньи» даже не высшей категории, они – вне категорий. Каким был среди живописцев и Рафаэль, с которыми их заслуженно сравнивают.

Работы Аниты Порше:
Vacheron Constantin Métiers d’Art Florilège Rose Centifolia
Chanel Mademoiselle Privé Coromandel Dial
Piaget Emperador Coussin XL Large Moon Enamel