Главная / Статьи / Коллекция / Ulysse Nardin: захватывая дух

Ulysse Nardin: захватывая дух

Текст: Юрий Райхлин

20 / 04 / 2018

Коллекция Новости

ЕСЛИ У ЧЕЛОВЕКА, РАЗБИРАЮЩЕГОСЯ В ЧАСАХ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ, СПРОСИТЬ: «ЧЕМ СЛАВЕН ULYSSE NARDIN?», ОН ПРИПОМНИТ ЛОГОТИП МАРКИ – ЯКОРЬ, ПОДУМАЕТ-ПОДУМАЕТ, ДА И ОТВЕТИТ: «МОРСКИМИ ХРОНОМЕТРАМИ!» И, КОНЕЧНО, БУДЕТ ПРАВ. НО НЕ СОВСЕМ…

Ulysse Nardin с морем на «ты», но при этом марке подвластны все стихии от подводных глубин – до воздушных морей и космических пространств, от технологических и конструкторских достижений до поэтики, искусства, любви.

Д

ействительно, еще в 1862 году Улисс Нарден получил главный приз на Всемирной выставке в Лондоне за самые сложные часы – и это был карманный морской хронометр. По данным начала XXI столетия, из общего числа сертификатов, выданных всем морским хронометрам мира за точность хода, более 96% принадлежат Ulysse Nardin – а это почти пять тысяч сертификатов!
Хронометрами Ulysse Nardin оснащались корабли и суда почти пятидесяти стран мира. Среди них, например, знаменитый учебный барк «Крузенштерн», океанский лайнер «Kungsholm» (Швеция, 1953), бронепалубный крейсер «Benjamin Constant» (Бразилия, 1892) и множество других.
Естественно, появление кварца и вообще бурное развитие электроники не могли не внести существенных корректив в технику и технологию кораблевождения. Прогресс неумолим, но и связь Ulysse Nardin с морем осталась нерасторжимой – нет сомнений, что навеки. Свидетельством тому является уже само название флагманской коллекции марки – Marine.
Однако, конечно же, бренд из Ле-Локля отнюдь не ограничивается морской тематикой. Свидетельством тому – последний женевский Международный салон высокого часового искусства (SIHH), на котором Ulysse Nardin продемонстрировал свои новейшие достижения. Стоит сразу отметить, что эти достижения основаны на неустанной высокотворческой работе конструкторов, технологов, дизайнеров, художников, мастеров многих профессий. Ведь только в нынешнем тысячелетии (не говоря о предыдущих веках) мануфактура осуществила целый ряд важных прорывов в часовом деле. Среди них первый в мире кремниевый спуск (2001 год), алмазная спираль баланса (2002), спуск Dual Ulysse с двумя анкерными колесами (2005), первые часы с алмазным спуском (2005), с кремниевым спуском и искусственным алмазным покрытием DiamonSil (2006), с технологией DIAMonSIL и кремниевой спиралью баланса (2011). В 2007 году компания представила миру концепт InnoVision, суммировавший накопленные к тому моменту революционные инновации, а в 2017-м практически взорвала спокойную атмосферу женевского Салона концептом InnoVision 2, включившим в себя сразу десять принципиально новых решений.
Об InnoVision 2 можно прочитать в №2 нашего журнала за прошлый год (стр. 52 – 61), в статье, заканчивающейся словами: «То ли еще будет». Слова пророческие, ибо на SIHH-2018 не менее взрывной «бомбой» оказался следующий концепт из Ле-Локля – Freak Vision.

Однако здесь мы на мгновение успокоимся: вдохнем, выдохнем – и отправимся (виртуально) на женевский стенд Ulysse Nardin.
При входе наше дыхание вновь перехватит, поскольку мы сразу встречаемся с чем-то абсолютно неожиданным. Не беремся сказать, экспозиция это или перформанс, но перед нами (и над нами!) плоды фантазии и работы знаменитого Дэмиена Херста, достигающие – вероятно, по контрасту с часовой микромеханикой – 18 метров в высоту. Но посвящены этих экспонаты тематике как раз «улиссовской», морской, а перевезены они в Женеву с выставки «Сокровища затонувшего корабля», которая проходила в рамках Венецианской биеннале в декабре 2017 года. Художник воспроизводит здесь свое представление о катастрофе, происшедшей во II веке н.э.: огромное судно, битком набитое статуями, вазами, коврами и прочими артефактами, тонет в Средиземном море. И вот теперь все поднято со дна и выставлено на обозрение…
Между прочим, производство «затонувших и спасенных» сокровищ обошлось в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Между прочим-2: 18-метровое произведение Дэмиена Херста, которое было представлено в Венеции, в Женеве не поместилось. Максимальная высота экспонатов, привезенных на SIHH, – 2 м, что тоже немало: по отношению к часовой микромеханике это не менее, чем 40:1.

Переведем дух еще раз и пойдем смотреть часы. Главную, как уже было сказано, премьеру марки, Freak Vision, обойдем стороной. На некоторое время забудем и о романтике моря, и о конструкторском искусстве; обратимся к другому искусству – любви.
Ничего странного и ничего, тем более, неприличного. Речь об «эротическом» репетире с жакемарами Classic Voyeur (что переводится, как «вуайерист»). Создание минутного репетира с жакемарами – эта задача по плечу считанным часовым компаниям. Ulysse Nardin регулярно выпускает такие часы. Что же касается сцены, разыгрываемой фигурками на циферблате при запуске боя, то ее эротичность сильно микшируется юмористичностью: зритель видит будуар в стиле Людовика XIV, две пары любовников, одна из них подглядывает за другой, а занимаются обе пары ровно одним и тем же. Каждое нажатие кнопки приводит тела в движение: пара на заднем плане начинает ритмично покачиваться в такт боя, а дама на переднем плане тянется вперед, чтобы коснуться партнера. Мастерство (не «любовников», а создателей этих часов, снискавших шумный успех на SIHH) – без преувеличения феерическое.
Часы Ulysse Nardin Classic Voyeur выпущены в розовом золоте и в двух версиях из платины – с 60 бриллиантами по ранту или без них (все – по 18 экз.).

Ах, женщины! Им (вам) посвящена и следующая коллекция Ulysse Nardin, представленная на Салоне, – пять моделей часов Classico Jade. Впервые эта коллекция была показана в 2013 году. Jade – дань уважения магическому нефриту, священному камню императорского дома древнего Китая, ценившего его выше всех металлов и камней, как связь небесного и земного.
В сердце пяти новинок 2018 года, заключенных в 37-миллиметровые стальные корпуса, – автоматический Калибр UN-815, приводящий в движение часовую, минутную и секундную стрелки. Чистота картины усилена волнообразным узором, выложенным бриллиантовой нитью: 10 драгоценных камней на перламутровой глади циферблата… дыхание моря чувствуется, не правда ли? А еще ведь, в трех вариантах, 76 бриллиантов украшают рант.
Для пяти новых моделей подобраны женственные цветовые акценты – синий ремешок из кожи аллигатора и синие арабские цифры на циферблате, белый ремешок – серые метки или метки цвета спелой вишни в сочетании с роскошью перламутра и блеска бриллиантов. Модели серого и синего цветов доступны в более сдержанном варианте корпуса – без бриллиантов.

А вот теперь, добравшись до следующего экспоната Ulysse Nardin на SIHH, всерьез обратим внимание на дыхание: перед нами часы, предназначенные для использования на 1000-метровой глубине (километр!). Правда, рекорд глубины погружения человека составляет 701 м (в барокамере), но и это, мягко говоря, впечатляет. А Ulysse Nardin предлагает почти в полтора раза больше!
Итак, новые Diver Deep Dive оснащены мануфактурным Калибром UN-320 с кремниевым спуском (напомним, по этой части мануфактура Ulysse Nardin является первопроходцем). Примечательны и другие особенности модели: съемный титановый предохранитель в положении «2»; гелиевый клапан на «9 часах»; каучуковый ремешок с особыми азорами, чутко реагирующими на изменение давления на глубине, что обеспечивает максимальное удобство фиксации на запястье; шестиугольный корпус из титана с 12-гранным рантом – идеально при работе в дайверских перчатках.
Все предельно функционально, но и о красоте Ulysse Nardin не забывает никогда: на циферблате красуются ярко-красные рыбы-молоты, изображения которых также имеются на заводной головке и задней крышке. Обладателей этих рыб будет немного: выпуск лимитирован серией в 300 экземпляров.

Мы побывали на высотах конструкторского вдохновения, в любовном (не без иронии) экстазе, на океанских глубинах. Под занавес давайте будем дышать ровно, ибо нам предстоит рейд на торпедном катере, а эта миссия требует хладнокровия и сосредоточенности. В прошлом году мануфактура из Ле-Локля представила первую, а на SIHH-2018 вторую версию часов для настоящих первопроходцев и капитанов собственной судьбы – Ulysse Nardin Marine Torpilleur.
Название модели дал класс небольших быстроходных кораблей – торпедных (минных) катеров, чья маневренность и легкость создавала значимое преимущество в сравнении с судами большего водоизмещения. Соответственно, и новая версия знакового хронометра мануфактуры Ulysse Nardin Marine Torpilleur Military предназначена для динамичной молодой аудитории.
Часы приводит в действие Калибр UN-118, выполненный с применением упомянутой выше технологии DIAMonSIL и оснащенный кремниевой спиралью баланса. Модель имеет два сертификата – C.O.S.C. и собственный сертификат соответствия Ulysse Nardin, более жесткий.
Черпая вдохновение в историческом прошлом, новая модель сохраняет характерные черты, присущие военным часам почти вековой давности. Характерный дизайн циферблата отражает преемственность коллекции Marine: римские цифры, историческое отображение логотипа, вкрапления красного цвета в написание «1846», года основания компании. Малая секундная стрелка расположена на «6 часах». Циферблат выполнен в двух вариантах: первый – цвета яичной скорлупы с арабскими цифрами, второй – черный, с оранжевыми цифрами и люминесцентными стрелками. Черный ремешок с оранжевой, в тон часовых меток, строчкой, массивная заводная головка, стальной корпус диаметром 44 мм и водонепроницаемостью до 50 метров, на задней крышке гравировка торпедного катера – часы увлекают своего обладателя в захватывающий мир морских сражений. А еще на циферблате уникальный идентификационный номер модели, нанесенный красным цветом и напоминающий, что таких часов выпущено всего 300 экземпляров. И, наконец, аббревиатура C.W., что означает Chronometer Watch – часы-хронометр. Настоящие капитанские.
В скобках: конечно же, часы Ulysse Nardin Marine Torpilleur на самом деле созданы для обитателя современных городских джунглей. Но такого обитателя, чье сердце навсегда связано с морем, как и сердце каждого настоящего искателя приключений.
Как известно, швейцарские Альпы, где расположен город Ле-Локль, – это довольно высоко над уровнем моря. Но мы здесь говорили о высотах, скорее, в иносказательном плане – о высотах haute horlogerie, на которых уверенно держится часовой бренд Ulysse Nardin. И не просто держится, а набирает высоту, сохраняя дыхание.