Главная / Статьи / Технологии / Vacheron Constantin: Все звезды в гости к нам!

Vacheron Constantin: Все звезды в гости к нам!

Текст: Александр Ветров

22 / 03 / 2017

Технологии

В НЕЛЕГКУЮ ГОДИНУ, КОГДА МНОГИЕ ЧАСОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕКВЕСТИРУЮТ КОЛЛЕКЦИОННЫЕ ИЗЛИШЕСТВА И ПЕРЕНАСТРАИВАЮТ СТАНКИ НА ВЫПУСК ПРОСТЫХ СТАЛЬНЫХ ТРЕХСТРЕЛОЧНИКОВ, НЕКОТОРЫЕ БРЕНДЫ СТАРАТЕЛЬНО ДЕЛАЮТ ВИД, ЧТО НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРОИСХОДИТ И ПРОДОЛЖАЮТ ГНУТЬ СВОЮ ЛИНИЮ.

Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600
А

для этих некоторых верность часовому искусству в самых изощренных его проявлениях равнозначна конъюнктурному успеху и, что еще важнее, сохранению заработанного столетиями авторитета. К таковым, несомненно относится Vacheron Constantin. После оглушительного успеха референции 57260 специалисты женевской мануфактуры, как выяснилось, не почивали на лаврах, а усердно трудились на ниве продвинутой микромеханики. Один из результатов их трудов, обнародованный в самом конце 2016 года, стал приятной неожиданностью на общем спокойном фоне предсалонных премьер.

Celestia Astronomical Grand Complication 3600— уникальный наручный прибор, объединивший достижения астрономической науки и часового искусства в панорамном корпусе из белого золота. На двух циферблатах располагаются индикации более чем двадцати функций, большинство из которых имеют прямое отношение к астрономии. Дом Vacheron Constantin всегда шел в авангарде сложного часостроения. На памяти нынешнего поколения любителей от орложери компания выпустила как минимум две эпохальные модели: уже упомянутую выше 57260 с 57 усложнениями и – в 2005 году – Tour de l’Ile с 16 усложнениями. Это без учета Philosophia и Vladimir, которые были построены на базе уже существовавших калибров (того же Tour del’Ile), и многих других изделиях, о которых мы никогда не узнаем по причине нежелания клиентов светиться в прессе. Женевская мануфактура одна из немногих всегда готова выполнять любой клиентский каприз, будь то циферблат, выполненный в необычной ремесленной технике, или же разработанный полностью с нуля механизм. В данном случае мы видим комплексный подход к делу, включающий в себя изготовление всех компонентов часов. Подход уникальный в современном часовом мире, но привычный для мастеров Vacheron Constantin.
Задействованный в модели Калибр 3600 можно с полным правом назвать шедевром инженерного искусства. Он заводится вручную, состоит из 514 деталей и при диаметре 36 мм имеет толщину всего 8,7 мм. На его создание ушло пять лет работы, за которые команде специалистов мануфактуры пришлось решить немало трудноразрешимых задач. Так, необходимо было сделать механизм максимально энергоемким при максимально низком потреблении энергии. Для этого в конструкции были предусмотрены шесть заводных барабанов, объединенные в две группы. Их пружины сделаны из прочного и гибкого сплава Bioflex®, а сцепление колес с эвольвентными зубьями доведено почти до абсолюта. Уникальный механизм с минутным турбийоном с большим балансовым колесом, которое необходимо для высокой точности и бесперебойной работы спуска, аккуратно вписан в элегантный корпус из белого золота диаметром 45 мм и толщиной 13,6 мм. Совокупной энергии заводных барабанов хватает на три недели бесперебойной работы двадцати трех функций, многие из которых завораживают и требуют дополнительных пояснений. Самые интересные из них, на наш взгляд, это функции показа гражданского, солнечного и звездного времени, каждая из которых приводится в движение собственной отдельной колесной передачей.
Гражданское (или стандартное) время показывается традиционно — на фронтальном циферблате посредством пары золотых стрелок Бреге. Это общепризнанная система отсчета времени, в основе которой лежит понятие «средних солнечных суток» и условное допущение, что Солнце движется вдоль экватора с постоянной скоростью в течение всего года, совершая один полный оборот каждые 24 часа. Согласно этой традиционной и удобной системе, год насчитывает 365 дней и 6 часов, сутки делятся на 24 часа, а каждый час — на 60 минут.

Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600
9720C-000G-B281

Истинное же солнечное время рассчитывается на основании видимой траектории движения Солнца в течение дня и выражается через его часовой угол, измеряемый в конкретном месте в конкретное время. В зависимости от дня года разница между значениями истинных и средних солнечных суток колеблется от +14 до –16 минут. Эти значения точно совпадают только четыре раза в год: 15 апреля, 12 июня, 1 сентября и 24 декабря. Такое расхождение обусловлено несколькими факторами: во-первых, орбита Земли имеет форму эллипса, а не окружности; во-вторых, Солнце находится не в центре этого эллипса; в-третьих, скорость движения Земли по орбите не постоянна; и, наконец, в-четвертых, ось вращения Земли наклонена по отношению к плоскости ее орбиты. Обычно индикатор солнечного времени представляет собой секторную шкалу со стрелкой, показывающей текущую разницу в минутах, что требует от владельца дополнительных вычислений для ответа на гипотетический вопрос «который солнечный час»? В данном случае таких вычислений не требуется, потому что нужный параметр отсчитывается второй центральной минутной стрелкой из розового золота с наконечником в виде Солнца. Для обеспечения точности ее показаний мастера Vacheron Constantin оснастили механизм уравнения времени «тропической» колесной передачей, моделирующей длительность тропического года, то есть время, за которое Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца — 365,2421898 дня.
Третий индикатор — индикатор звездного, или сидерического, времени — располагается на задней стороне часов, вместе с остальными астрономическими функциями. Технически звездное время — это стандарт, в котором продолжительность суток считается равной периоду вращения Земли вокруг своей оси относительно неподвижной системы звезд, наблюдаемых на местном меридиане. Расхождение длительности звездных и средних солнечных суток составляет приблизительно четыре минуты в день, а это означает, что 24 звездных часа соответствуют 23 часам 56 минутам и 4 секундам гражданского времени. Сидерические часы и минуты отображаются оригинально и очень изящно — с помощью двух наложенных друг на друга дисков из сапфирового стекла, словно парящих в воздухе. На нижнем, фоновом диске изображен небосвод, минутная шкала звездного времени и четыре стороны света. На втором диске, расположенном поверх основного, отмечены созвездия, экватор (белый круг) и эклиптика (красный круг), которая описывает наблюдаемую с Земли траекторию движения Солнца по небосводу в течение года. Вдоль ранта стеклянную панораму обрамляют шкалы указателей месяцев и запаса хода. «Вишенкой на торте» здесь выступает каретка минутного турбийона на «6 часах», почти полностью открытая для обозрения и совершенно не мешающая считыванию информации с, в общем-то, до предела загруженного циферблатного поля.
В заключение вернемся на лицевую сторону, к трем стрелкам указателей текущего гражданского и солнечного времени. Вместе с ними здесь расположились 15 усложнений, включая вечный календарь с индикатором лунных фаз, а также нечасто встречающаяся функция индикации времени приливов и отливов с объемными изображениями Земли, Луны и Солнца (небесных тел, непосредственно участвующих в формировании этого природного явления). Вечный календарь, как ему и положено, отображает дату (на малом стрелочном счетчике), а также день недели, месяц и високосный цикл (в соответствующих апертурах). Указатель лунных фаз, требующий суточной корректировки раз в 122 года, состоит из двух наложенных друг на друга дисков, на которых выгравированы реалистичные изображения полной Луны. Здесь же установлен индикатор «день/ночь» и индикатор возраста Луны (отображающий количество дней, прошедших с последнего полнолуния). Эти полезные функции дополнены двумя градуированными шкалами, по которым тонкие стрелки показывают время восхода и захода Солнца. Кроме того, часы оснащены шкалой продолжительности дня и ночи, расположенной на «6 часах». Завершают индикационный пейзаж расположенные полукругом обозначения знаков зодиака, времен года и дней солнцестояния и равноденствия. Солнцестояние — сутки, когда световой день имеет минимальную и максимальную длину, наступают дважды в год – в декабре и июне. Равноденствие — сутки, когда день практически равен ночи, также наступают два раза в год, но приходятся на весну и осень (март и сентябрь). Нет никакого сомнения, что Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600 задаст новые ориентиры для всех ведущих игроков часовой индустрии и подтолкнет их к форсированию научно-исследовательских изысканий. Именно благодаря таким микромеханическим прорывам часовое искусство продолжает оставаться искусством и работает на популяризацию массового сегмента индустрии часовой роскоши.
Что сегодня как никогда актуально.